Posted 31 октября, 07:04
Published 31 октября, 07:04
Modified 31 октября, 07:06
Updated 31 октября, 07:06
Мария Соколова
Представитель управления Программы пилотируемых космических полетов КНР (CMSA) Линь Сицян на пресс-конференции заявил, что десять человек уже проходят подготовку для полета на Луну. Команда состоит из восьми пилотов и двух специалистов по полезной нагрузке.
Вот так, все привыкли считать Китай догоняющим в области космонавтики, а там уже готовят людей к лунной миссии. «НИ» собрали все, что известно о лунных планах КНР на данный момент, и выяснили, какое место в них занимает Россия.
Власти КНР поставили перед собой амбициозные планы: нога китайца должна ступить на поверхность Луны уже в 2030 году. Осталось всего-то шесть лет, но еще никто не видел ни ракеты, которая отправит тайконавтов, ни сам космический корабль, ни луноход.
В США и РФ это, скорее всего, означало бы, что работы по этим направлениям практически не ведутся. Взять, к примеру, космический корабль Orion, который должен отправить американцев к Луне в 2025–2026 годах. Проект сформировался еще в 2006-м, первый полет состоялся в 2014-м, а пилотируемая миссия к Луне запланирована на 2025 год (но есть вероятность, что из-за проблем с сохранностью теплозащитных плиток придется перенести старт на более поздний срок). Вот уже 18 лет люди наблюдают за созданием и подготовкой корабля.
Роскосмос, в свою очередь, два года не показывал фотографий пилотируемого корабля «Орел», и в итоге оказалось, что процесс его постройки продвинулся совсем немного.
А ведь еще надо создать очень мощную ракету и сопутствующую ей инфраструктуру. От начала работы по американской лунной ракете SLS до первого пуска прошло 11 лет, хотя там широко использовались наработки Space Shuttle. Кстати, для этой ракеты сейчас строят самую дорогую в мире башню обслуживания за 2,7 млрд долларов. Это примерно в два раза дороже самого высокого небоскреба в мире Бурдж Халифа в ОАЭ.
Но китайцы отличаются своей скрытностью — они часто что-то разрабатывают за закрытыми дверями, а потом сразу показывают готовый продукт. Линь Сицян утверждает, что сейчас вовсю идут производство и наземные испытания прототипов ракеты-носителя «Чанчжэн-10» («Великий поход — 10», он же CZ-10), пилотируемого космического корабля «Мэнчжоу», лунного посадочного модуля «Ланьюэ», космического скафандра и пилотируемого лунохода. Недавно, например, прошли статические огневые испытания двигателей первой ступени CZ-10.
С ракетой китайцы немного схитрили: они не стали придумывать фантастические мегапроекты, как Starship Илона Маска. В их планах запустить к Луне две ракеты. Одна будет нести космический корабль с людьми, вторая — посадочный модуль. На орбите Луны после стыковки люди перейдут в спускаемый модуль и уже на нем прилунятся.
Судя по изображениям, CZ-10 будет построена по классической и хорошо зарекомендовавшей себя схеме: первая и вторая ступень (ускорители и первая ступень по ставшей привычной американской классификации) — это три идентичных модуля. Все, как у Falcon Heavy Маска, только больше.
А еще китайские ученые недавно представили новый материал для строительства лунной базы — кирпичи из искусственно созданного лунного грунта. Скоро они отправятся на китайскую орбитальную станцию, где будут проходить исследования на предмет устойчивости к космической радиации.
Как ни странно, но власти КНР планируют реализацию лунной программы в рамках международной кооперации. И главный партнер — Россия. Все это называется проектом Международной научной лунной станции (МНЛС) — к нему уже, по словам заместителя гендиректора Роскосмоса по международному сотрудничеству Сергея Савельева, присоединилось 12 стран. Но стоит признать, что космических держав в этом списке нет. Зато есть Беларусь, Египет, Пакистан, Турция, ОАЭ…
Рассчитывать, что эти государства внесут значимый вклад в создание и развитие МНЛС, было бы наивно. Да и вклад РФ выглядит весьма скромно на фоне успехов КНР.
Китай с 2007 года совершил шесть успешных миссий аппаратов серии «Чанъэ». Последний из них доставил на Землю образец грунта с обратной стороны Луны — впервые в истории человечества. На 2026-й запланирован старт миссии «Чанъэ-7», а на 2028 год — «Чанъэ-8», в ходе которых будет протестировано создание беспроводных сетей связи на Луне.
Россия же попробовала в 2023 году запустить аппарат «Луна-25», но он разбился при попытке совершить посадку. Запуск межпланетной станции «Луна-26» запланирован только на 2027-й, а «Луна-27», которая должна найти подходящее место для лунной базы, по плану отправится в путь в 2028–2029 годах. Примерно тогда же первый китаец должен ступить на поверхность Луны.
По словам гендиректора Роскосмоса Юрия Борисова, освоение Луны — дело далекого будущего.
— Я скажу так: что по планам экспансия Луны — это где-то после 2036 года.
РФ должна принять участие в разработке важного оборудования, например ядерной энергетической установки, запланированы пять совместных миссий по постройке МНЛС, но такими темпами есть риск того, что КНР все сделает самостоятельно, не дожидаясь результатов работы от России. Не зря западные эксперты, анализируя лунную программу, акцентируют внимание только на целях Китая.
По мнению директора Центра азиатских исследований Французского института международных отношений Марка Жюльена, власти Поднебесной стремятся на Луну ради национального социально-экономического развития, национальной обороны, а также престижа и конкуренции с США. Увы, но места для России здесь нет, как и для Беларуси с Пакистаном.