Posted 30 октября, 18:00
Published 30 октября, 18:00
Modified 30 октября, 18:02
Updated 30 октября, 18:02
Алина Шувалова
Невиданный по размеру штраф, назначенный российским судом компании Google за отказ разблокировать на платформе Youtube российские госмедиа, потряс воображение пользователей и вызвал бурное обсуждение в Сети.
Компания отказалась восстановить аккаунты на YouTube телеканалов «Звезда», Первый канал, ВГТРК (телеканалы «Россия-1», «Россия-24»), «Парламентское телевидение», «Москва Медиа», «ТВ Центр», НТВ, «ГПМ Развлекательное телевидение», «Общественное телевидение России», 360, «ТРК Петербург», «Фонд православного телевидения», «Национальный спортивный телеканал», ТК «Центр», и YouTube-канал главного редактора телеканала RT Маргариты Симоньян.
Владельцы аккаунтов решение на территории РФ оспорили, добившись введения против ответчика санкции в виде прогрессивного штрафа.
Долг Google в 2 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 рублей — величина не постоянная, сумма взысканий растет со скоростью в 100 тысяч рублей в день, удваиваясь еженедельно.
Отраслевые эксперты считают, что судебное давление на корпорацию Google со стороны государственных медиа связано с желанием властей заставить компанию закрыть свои сервисы в России по собственному желанию.
Опыт последних месяцев по замедлению работы Youtube в России показал рост недовольства российских пользователей действиями регулятора, поэтому, по мнению многих экспертов, российским властям выгодно, чтобы сервисы компании Google покинули российскую юрисдикцию «по собственному желанию».
Наблюдатели подсчитали, что сумма претензий российских медиа к Google уже превысила объем госдолга США, который на сегодняшний день составляет 35 трлн долларов.
В том, что такой астрономический штраф выплатить невозможно, эксперты сомнений не выказывают. Российскому юрлицу Google в таких условиях, очевидно, грозит банкротство.
О том, чем это чревато для россиян, «НИ» рассказали эксперты.
Как полагает юрист Анна Смирнова, издержки владельцев аккаунтов на сервисах Google, в развитие и продвижение которых физлица и компании вкладывали силы и средства, неизбежны. Полученные благодаря этим каналам ресурсы могли быть в дальнейшем вложены в российскую экономику, привести к расширению рынков сбыта определенной продукции, но теперь этого не произойдет.
«Предположим, вы несколько лет создавали контент на личном или бизнес-канале, размещали рекламу, получая дивиденды или надеясь на монетизацию в будущем, несли определенные расходы. Теперь же в случае банкротства компании Google и полного прекращения работы привычных сервисов на территории РФ возместить эти потери будет нереально. По банкротным делам при долге и с намного меньшим количеством нулей шанс удовлетворения требований кредиторов даже второй очереди видится очень призрачным», — полагает она.
По мнению медиаюриста Светланы Кузевановой, перспектива разрешения «дела Google» в современных условиях очевидна.
«Это дело скорее имеет политическую природу, нежели чем реальный спор о блокировке и принуждении к восстановлению доступа к каналам отдельных российских СМИ», — полагает она.
По мнению юриста, сумма, которую обязан выплатить Google, достигла таких размеров, что компания не сможет и вряд ли даже захочет, ее выплатить.
«Будет ли этот спор иметь последствия для всех российских медиа и вообще пользователей продуктов компании в РФ? Это скорее вопрос воли российского государства, чем возможная оценка правовых перспектив. В ответ на подобные действия гиганта могут последовать любые заявления и запреты, обоснованные как раз тем, что Google не выполняет требований российского законодательства и российских судов», — полагает Кузеванова.
Экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев убежден, что финал «дела Google» может принести неприятности конкретным потребителям, которые до настоящего времени пользуются продукцией компании.
«Иск нелепый. Если Google закроет доступ россиянам, то для многих пользователей, включая меня, это будет большой дискомфорт», — считает эксперт.
По его мнению, на экономике итог рассмотрения этого иска «глобально не отразится». В материнской компании Google — Alphabet — также заверили, что судебные тяжбы в России «не окажут существенного негативного влияния на деятельность Google».
Вместе с тем многие пользователи отмечают, что российские власти, не дожидаясь исхода судебного разбирательства, уже начали активный процесс «добровольного отказа» от сервисов Google: чиновникам запретили пользоваться мессенджерами IT-гиганта. Десяткам тысяч россиян закрыли доступ к родительским чатам, электронным дневникам и образовательным платформам, доступ к которым был привязан к почтовому сервису Google.
«В этом году нас поставили перед фактом, что доступ к „Навигатору образования“, где идет запись во все детские кружки и секции, через ящики Google больше не работает. Всех „добровольно-принудительно“ обязали перейти на „Яндекс“ и прочие российские сервисы. Это вызвало определенные неудобства и недовольство людей», — рассказала «НИ» мама школьницы из Костромы Ирина Яковлева.
Пожалуй, самым чувствительным для большинства пользователей в РФ стало ограничение работы видеохостинга YouTube на территории страны. Роскомнадзор объяснил произошедшее «неуважением к стране и народу».
«Мне безумно жаль, что миллионам людей заблокировали доступ к привычному досугу — к просмотру фильмов, к играм, интересным лекциям и мастер-классам. Я физически ощущаю, что мне не хватает этого контента, у меня возникло настоящее чувство потери, с которым я никак не могу смириться», — поделилась переживаниями студентка Марина Валеева.
Как ранее сообщали «НИ», после блокировки РКН наряду с общественно-политическим контентом из свободного доступа для россиян пропали образовательные программы и детские сказки, а также мультфильмы. Это вызвало массу жалоб со стороны пользователей.
По данным последних соцопросов, порядка 62% россиян (среди молодежи до 30 лет — 82%) выразили негодование в связи с блокировкой сервиса, поддержали запрет 17%, а 20% затруднились с ответом.
Многие пользователи выразили недоумение в связи с тем, что «из-за каких-то 200 каналов» можно было забанить остальные десятки тысяч, абсолютное большинство из которых не имеют отношения к политике.
Некоторые пользователи телеграм-каналов подсчитали, что ущерб от блокировки YouTube, где действовали тысячи успешных бизнес-аккаунтов, может достигать 23 млн долларов в сутки. Однако в официальных российских СМИ подтверждение этих подсчетов пока не обнародовано.