Posted 29 октября, 14:38

Published 29 октября, 14:38

Modified 29 октября, 14:40

Updated 29 октября, 14:40

«Приключения электроников»: почему в России падают продажи электрокаров?

29 октября 2024, 14:38
В России в этом году стремительно росли продажи новых автомобилей. С января по сентябрь граждане купили новых авто больше, чем за весь 2023-й. Однако, в отличие от машин с ДВС, электрокары, наоборот, теряли объемы продаж. «НИ» разбирались, почему РФ идет наперекор мировым тенденциям.

Андрей Берец

По состоянию на май этого года на автомобили с ДВС приходилось 95,4% российского авторынка с начала года. Это на 2,3% меньше, чем за аналогичный период 2023-го.

Многие электрокары привозятся в РФ по схемам параллельного импорта. Официалы не спешат везти к нам электромобили, поскольку их доля на рынке ничтожно мала. Россияне стремились успеть купить авто на электрической тяге до введения новых таможенных пошлин с 1 апреля текущего года. По этой причине исторически пиковым стал март. За первый месяц весны граждане приобрели 2,5 тыс. автомобилей с электрическими двигателями.

Затем наблюдалось снижение на протяжении четырех месяцев. В июне россияне приобрели лишь чуть более 1 тыс. электрических машин.

И это при том, что общий объем рынка растет. За первые 9 месяцев 2024-го в РФ продано в 1,5 раза больше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. И даже больше, чем за весь 2023-й, — 1,337 млн против 1,309 млн.

Отпугивает недостаток инфраструктуры

В июне ВЦИОМ провел опрос, в котором предложил выбрать предпочтительный тип двигателя для машины. Лишь 13% мужчин и 12% женщин высказались в пользу электродвижка. На первом месте по популярности ожидаемо оказались бензиновые ДВС.

Среди плюсов электрических машин на первое место россияне ставят их экологичность. А вот по потребительским свойствам, таким как комфорт, скорость, надежность, безопасность, электрокары не отличаются от автомобилей с ДВС, считают наши соотечественники.

К эксплуатационным недостаткам электромобилей причисляют неразвитую инфраструктуру, сложность в обслуживании и особенности эксплуатации — в первую очередь невысокий запас хода. Лишь 7% респондентов сказали, что рядом с их домом есть специальные зарядные станции.

Отметим, что даже у электрокаров с быстрой зарядкой времени на восполнение запаса хода уходит больше, чем тратится на то, чтобы залить полный бак автомобиля на традиционных видах топлива.

Государственные меры

Российские власти подхватывают мировые тенденции и хотят обеспечить повышение спроса на электромобили в стране. Китайский пример показывает, что отличным подспорьем для роста популярности электромобилей могут быть налоговые льготы. В РФ владельцам электрокаров также не надо платить транспортный налог. Можно бесплатно использовать станции подзарядки «Энергии Москвы», любое парковочное место в столице, кроме тех, которые закрыты шлагбаумом, будет бесплатным для владельцев машин на электротяге.

Однако действующих мер недостаточно, чтобы убедить россиян пересесть на электромобили. Сейчас Минпромторг прорабатывает изменения в программу льготного автокредитования с целью допустить в нее со следующего года электромобили без учета балльной системы оценки локализации. При этом критические компоненты авто для попадания под условия программы должны быть произведены в РФ.

А вот в Совете Федерации предлагают обратиться к рекламным методам. Глава Комитета Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко считает, что надо устраивать больше промоакций и организовывать тест-драйвы для граждан. Таким образом, потребители смогут на деле ощутить преимущества электрокаров. Самого Тимченко опыт езды на электрическом железном коне убедил в том, что «это большой комфорт, бесшумно работает двигатель и в целом езда очень мягкая.

Подпишитесь