Posted 26 октября, 06:44
Published 26 октября, 06:44
Modified 26 октября, 06:46
Updated 26 октября, 06:46
Елена Петрова
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина 25 октября не оставила никаких сомнений и возможности двоякого толкования экономической ситуации в стране. Механизм «ставка против инфляции», который действовал до мая 2024 года, сломался, поэтому регулятор не рассматривал сохранения 19% на заседании совета вообще. Речь шла только о повышении.
Новость в том, что ЦБ обсуждал три варианта, как рассказала Набиуллина. Это означает, что на столе, возможно, были 21%, 22% и 23%. О таком развитии событий не помышлял никто из экспертного сообщества.
Что делать со ставкой, последний раз в этом году обсудят в декабре. В пятницу, 25 октября, как и в прошлый раз, а также на апрельском заседании, прогноз инфляции был корректирован.
Видимо, слабая надежда на то, что из предыдущей формулы «выше 6,5-7%» слово «выше» исчезнет, не оправдалась. Инфляция к 31 декабря идет строго в направлении 9%. Нынешний прогноз — 8,0-8,5%.
С ростом цен почти в два раза сократятся расходы на конечное потребление домохозяйств. Импорт и экспорт также снизятся, а значит, уменьшатся поступления в бюджет. Цена на нефть Brent в этом году запланирована на уровне 80 долларов за баррель. При скидке на российскую нефть от 10 до 13 долларов к эталонной РФ будет соблюдать ценовой потолок, определенный санкциями.
Видимо, прошли те времена, когда финансовые власти страны работали в тесной связке с монетарными. Свидетельством тому служит проект нового бюджета. Дефицит в этом году вдруг вырос до 3,3 трлн рублей — в два раза от запланированного. Из этого можно сделать вывод: чтобы закрыть дыру, Минфину нужен слабый рубль и ему все равно, что будет, например, с импортом, потому что главная задача, которую решает ведомство Антона Силуанова, — это снабжение фронта. Как пообещал министр финансов, для военных «мы сделаем все».
Беда только в том, что военная промышленность нечувствительна к дорогим кредитам, потому что получает деньги из бюджета.
ЦБ играет практически против Минфина, пытаясь побороть рост цен. Мечты о «штабе борьбы с инфляцией» не в счет — слишком разные задачи стоят перед ведомствами.
Есть как минимум восемь инструментов, которые позволяют снизить инфляцию. Помимо повышения ключевой ставки, которое полюбилось российским властям, экономическая теория и практика предлагают и другие способы. Нужно сказать, что часть из них правительство уже использовало.
Так, с 2025 года оно повысило налоговую нагрузку на бизнес и население. Это поможет уменьшить спрос на товары и услуги и снизить инфляцию. Но результаты этой меры проявятся не раньше 2026 года.
Власти могут замораживать цены на ключевые товары. Правительство это практикует, хотя практически всегда опаздывает. В результате топливного кризиса прошлого года цены на бензины и дизель были заморожены, но после их повышения. Та же ситуация наблюдалась и с яйцами, которые сначала подорожали на 60%, а потом цены остановили свой рост. Таких примеров множество — это и курятина, и картофель. Теперь та же история со сливочным маслом.
Следующие меры в наших палестинах неприменимы.
Сокращение государственных расходов? Даже не пробовали.
Снижение пошлин и налогов на импорт? А кто будет платить деньги в бюджет?
Инвестиции в отечественное производство и поддержка малого и среднего бизнеса? Так они-то и вынуждены брать кредиты под 25% и следить за тем, чтобы их вместе с технологиями не съели большие корпорации, которые перестали инвестировать и копят деньги на грядущую распродажу не справившихся с жесткой ДКП малых предприятий.
Снижение пошлин и налогов на импорт? А кто будет платить деньги в бюджет? Да и условия ведения бизнеса под санкциями не оставляют никакой надежды на то, что современные технологии попадут в страну.
Инвестиции в отечественное производство и поддержка малого и среднего бизнеса? Так они-то и вынуждены брать кредиты под 25% и следить за тем, чтобы их вместе с технологиями не съели большие корпорации, которые перестали инвестировать и копят деньги на грядущую распродажу не справившихся с жесткой ДКП гражданских предприятий.
Удивительно в истории с ключевой ставкой другое — почему и правительство, и ЦБ на голубом глазу рассказывают о том, что вот уж в будущем году инфляцию поборют и она опустится до 4%. При таком бюджете и с такими стартовыми условиями? Это же просто фантастика!