Юлия Литвиненко
Роскомнадзор может начать блокировку голосовых вызовов в мессенджерах, но при условии, если они будут противоречить требованиям законодательства по борьбе с мошенничеством. Об этом заявил руководитель ведомства Андрей Липов.
Пока же конкретные основания для блокировки требуют дальнейшей проработки, указал он.
Липов отметил, что Роскомнадзор имеет техническую возможность ограничивать звонки через мессенджеры.
«Мессенджер будет работать, а звонки нет. Это жесткий вариант, который возможен, как одна из мер [борьбы с мошенничеством]», — сказал он.
Липов рассказал, что в России может быть разработан комплекс требований к иностранным мессенджерам с точки зрения пропуска звонков для защиты граждан от мошенников. Предполагается, что мессенджер должен будет дать возможность пользователю самостоятельно ограничить принятие тех или иных звонков: из-за границы или не из его записной книжки.
В таком случае Роскомнадзор сможет вводить временные запреты на все звонки через ту или иную платформу до выполнения этих требований.
«Условно говоря, пока не выполнил, звонить через тебя не смогут. Это отдельное регулирование, которое нужно продумывать», — добавил глава ведомства.
Независимый IT-эксперт, создатель проекта о блокировках Филипп Кулин считает, что технически блокировать звонки в мессенджерах несложно.
«Голосовой трафик должен быть без задержек. Можно просто замедлить его, чтобы ничего не было слышно», — сказал эксперт, добавив, что в этом случае под ударом все популярные мессенджеры, в первую очередь Telegram и WhatsApp*.
Руководитель отдела консалтинга и аудита Angara Security Александр Хонин заверяет, что подобная задача, хоть и действительно возможна, но потребует много ресурсов и времени.
«Также необходимо понимать, что в качестве ответных мер мессенджеры будут придумывать различные пути обхода таких блокировок. Как показывает практика, такие пути всегда находятся», — рассказал он.
Кроме того, отследить звонившего в мессенджерах иногда невозможно.
«В любом случае должны предпринимать какие-то меры. Возможно, не таким радикальным способом, как предлагается <…> Но их необходимо обсуждать совместно с владельцами мессенджеров», — считает специалист.
О возможности ограничения звонков через мессенджеры стали говорить еще с начала лета. Тогда начальник управления контроля и надзора в сфере связи Роскомнадзора Максим Прыткин заявил о необходимости разработки механизма взаимодействия операторов связи с мессенджерами, социальными сетями и другими приложениями, где в качестве идентификатора используется номер телефона.
«Полагаем, что для тех мессенджеров, которые откажутся от проверки достоверности номеров совместно с операторами связи, возможно применение мер по запрету совершения через них голосовых вызовов на территории нашей страны», — отмечал он тогда.
Что касается звонков с иностранных номеров и мессенджеров, то, признал Прыткин, «в силу текущих обстоятельств» обмен данными о звонках с иностранными операторами сегодня затруднен.
«В связи с этим Роскомнадзор обсуждает с крупными операторами связи новые способы борьбы мобильных операторов связи с телефонным мошенничеством. В частности, обсуждается вариант блокировки всех звонков из-за границы по умолчанию», — говорил представитель РКН.
Роскомнадзор и операторы связи активно борются с мошенническими звонками. Ранее операторы уже начали блокировать звонки абонентов, не подключенных к системе «Антифрод». Это привело к тому, что мошенники стали активно использовать мессенджеры для своих действий.
Замглавы Роскомнадзора Олег Терляков уточнял, что к системе «Антифрод» уже подключено 1167 операторов связи, что составляет 99,5% от всех компаний, владеющих номерами в России. При этом система не может проверять звонки, исходящие с зарубежных номеров, «в силу объективных причин». Поэтому рассматривались варианты, как предоставить пользователям возможность блокировать все звонки из-за границы или разрешать их только с определенных номеров, включенных в специальный список.
Весной 2024 года исследовательская компания Mediascope решила узнать предпочтения россиян относительно мессенжеров.
В возрастной группе от 12 до 24 лет больше всего тех, кто предпочитает Telegram и вообще не пользуется WhatsApp* — 25%.
Но у россиян от 25 лет в лидерах — WhatsApp*. Исследователи также фиксировали рост эксклюзивной аудитории этого мессенджера, которая доходила до 57% в группе 65+.
И все же больше половины населения в возрасте от 12 до 54 лет используют и Telegram, и WhatsApp*.
* — принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской, ее работа запрещена на территории России.