Корабль «Орел» создают уже 15 лет

Становление «Орла»: что известно о грандиозном проекте в российской космонавтике

Сегодня, 09:33
Роскосмос пролил свет на будущий пилотируемый корабль «Орел», который создается минимум 19 лет. Хотя в России уже давно мог быть свой многоразовый корабль на 6 космонавтов. «НИ» разобрались, как зарождался и угасал уникальный проект, способный вновь вывести нашу страну в лидеры в сфере космонавтики.

Мария Соколова

Роскосмос опубликовал свежие фотографии с производства будущего пилотируемого корабля «Орел». Событие знаменательное, ведь информации о том, как идет процесс разработки, минимум. Это Илон Маск проводит экскурсии для журналистов по цехам, где собирают Starship, а новые версии ракет и космического корабля Starship появляются раз в несколько месяцев. Роскосмос же годами что-то делает за закрытыми дверями.

Роскосмос впервые за два года показал актуальные фотографии нового корабля «Орел»
Роскосмос

«Орел» должен будет заменить привычные корабли серии «Союз», первый из которых отправился в космос еще в конце 1966 года. Принципиально все то же самое: «Орел» также похож на усеченный конус и предусматривает вертикальную посадку на парашютах. Только он значительно больше. Если «Союз» берет на борт три человека и до 100 кг груза, то «Орел» рассчитан на 4–6 человек и 500 кг груза.

Корабль «Орел» может взять на борт в два раза больше людей, чем «Союз», и в пять раз больше груза
sdelanounas.ru

Что будет в новой версии космического корабля «Орел»

Информации о нем минимум. В апреле 2024 года гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов заявлял, что корабль находится на завершающей стадии строительства. Однако первый полет запланирован только на 2028 год. В июне научный журналист и автор Telegram-канала о космонавтике «Контакт подъема» Михаил Котов заметил, что РКК «Энергия» получила лицензию на изготовление промышленного образца.

Теперь популяризатор космонавтики и блогер Виталий Егоров нашел на сайте Роскосмоса свежие фотографии. Госкорпорация запрятала их в новость о совещании, посвященном перспективной Российской орбитальной служебной станции (РОСС), и не дала никаких пояснений.

На испытательный образец корабля «Орел» установили теплоизоляцию
Роскосмос

Но Виталий Егоров сам проанализировал видимые изменения, произошедшие за два последних года.

— Из новых кадров видно, что основная работа идет по возвращаемому аппарату. Первый инженерный макет для динамических испытаний за два года оброс экранно-вакуумной теплоизоляцией, плитками композитной теплозащиты и входным люком. Двигатели на перекиси водорода системы исполнительных органов спуска возвращаемого аппарата также установлены.

Эксперт отмечает наличие прогресса в новом образце по сравнению с предыдущим вариантом:

— Внутреннего содержимого герметичного отсека, похоже, нет, но изнутри стены уже оснащаются каким-то оборудованием. Парашютов пока тоже нет. Однако следует отметить, что за два года заметен хоть какой-то прогресс, ранее аппарат стоял «голый», без теплозащиты и люка.
Нижняя часть возвращаемого аппарата — агрегатный отсек — за два года получил посадочные ноги, немного прибавилось кабелей и трубопроводов, топливной системы двигателей на перекиси водорода.
Макеты теплового щита и двигательного отсека за четыре года не изменились совсем. Но прибавились макет топливных баков, макет солнечных батарей с системой раскрытия и элементы головного обтекателя.

Однако скорость, с которой внедряются усовершенствования, по мнению Егорова, оставляет желать лучшего:

— В целом определенный прогресс есть, но медленный. Программу разработки космического корабля ПТК НП утвердили 15 лет назад, а первый полет беспилотного прототипа запланирован на 2028 год. Ранее его обещали в 2023-м, но что-то случилось. Даже Boeing этот путь прошел почти в четыре раза быстрее…
Приземляться «Орел» будет на выдвижные опоры
Роскосмос

Проект явно затянулся. Работы по ПТК НП (перспективный транспортный корабль нового поколения) начались еще в 2009 году, в 2016-м корабль переименовали в «Федерацию», а в 2019-м — в «Орел». От начала работ до первого запуска пройдет 19 лет — это в том случае, если не будет очередных переносов сроков. Пока относительно первоначальных планов они сдвинулись на 5 лет. А ведь в России уже давно мог существовать уникальный многоразовый корабль.

Как появился «Клипер»

О замене «Союзов» более вместительным и современным кораблем задумались еще в 80-х годах. Но случились перестройка и дикие 90-е годы. Вопрос стоял о выживании отечественной космонавтики, какие уж тут новые корабли.

Но в 2000 году РКК «Энергия» по собственной инициативе начала разрабатывать перспективный корабль. Причем в ходе работ была выбрана принципиально иная схема «несущий корпус». Если существующие корабли опускаются на Землю вертикально, то новый должен был входить в атмосферу горизонтально, планировать, как «Буран» или воплощающий советские идеи Dream Chaser из США. Согласно первоначальному плану, этот корабль на финальной стадии посадки должен опускаться на парашютах.

Советские и российские идеи о космопланах сейчас реализуют в США
NASA

Первые несколько лет разработка велась постольку-поскольку из-за отсутствия финансирования. Выходила странная конструкция: похожий на пулю корабль располагался на ракете вверх ногами — все для того, чтобы и при взлете, и при посадке космонавты размещались спиной вниз для снижения опасных нагрузок.

Но в 2003 году этой идеей заинтересовался Росавиакосмос, и работа пошла живее. В 2004-м о создании нового корабля впервые рассказали общественности и включили проект в Федеральную космическую программу на 2005–2015 годы. Заодно у корабля появилось название — «Клипер».

Проект корабля «Клипер» зародился в 2000 году
Роскосмос

Но основной импульс проект получил вовсе не от отечественной госкорпорации, а от Европейского космического агентства (ЕКА), которое заинтересовалось им и хотело использовать корабль в своих целях. Именно ЕКА поставило условие, что он должен приземляться на взлетно-посадочную полосу как самолет. Так у корабля появились крылья.

В итоге получился проект уникального по своим характеристикам корабля. «Клипер» имел неподвижные крылья — это намного проще, чем складные крылья Dream Chaser. Пулевидная форма позволяла устанавливать его на ракету без носового обтекателя (от разворота корабля вверх ногами со временем отказались), а приборно-агрегатный отсек перед входом в атмосферу отсоединялся — это избавление от лишнего веса. Он мог садиться на различные аэродромы в то время, как «Союзам» требуется обширная степь. Кстати, посадка на воду Crew Dragon Илона Маска тоже не лучший вариант: прямо сейчас на МКС застрял экипаж, который с 8 октября не может вернуться на Землю из-за плохих погодных условий в зоне посадки. А еще «Клипер» был многоразовым и мог взять на борт шесть человек и 700 кг груза.

«Клипер», разработанный Андреем Решетиным, получился ни на что не похожим и многообещающим
buran.ru

Как уничтожили проект отечественного космического корабля

Еще в 2005 году все шло хорошо: проект вел выдающийся ученый Андрей Решетин, который начинал работать с Сергеем Королевым и создавал «Союзы», ЕКА планировала вливать в проект 100 млн фунтов стерлингов ежегодно, да и ракета под «Клипер» существовала — это украинский «Зенит», который сейчас в муках перерождается в «Союз-5».

Но в 2006 году еврочиновники приняли решение сосредоточиться на создании максимально простого и большого космического грузовика ATV. Просто большая одноразовая бочка с реактивными двигателями.

Европейские чиновники отказались от «Клипера» в пользу собственного традиционного грузовика ATV
wikipedia.org

В июне того же года «Энергия» тихо сворачивает все работы по «Клиперу», причем за несколько недель до завершения конкурса Федерального космического агентства, который должен был вылиться в подписание госконтракта на создание корабля. Никаких претензий к «Энергии» не последовало — согласие с прекращением работ было на всех уровнях.

Может быть, это чистое совпадение, но как раз летом 2006 года в США представили проект космического корабля Orion. На сентябрь 2025-го запланирован его полет с астронавтами к Луне в рамках миссии Artemis II. А спустя 3 года начались работы по ПТК НП (ныне «Орел»), который имеет такую же, как и «Орион», классическую схему.

В России закрыли проект «Клипер» после презентации в США корабля «Орион», сделанного по классической схеме
wikimedia.org

Есть еще одна версия, почему «Энергия» тогда бросила проект «Клипер». В 2006 году ее озвучил ближайший соратник Сергея Королева и главный научный консультант РКК «Энергия» Борис Черток.

— Этим амбициозным планам может помешать технологическое отставание России. Выскажу то, что Николай Севастьянов (в 2006 году генеральный конструктор РКК «Энергия». — Прим. ред.) по своему служебному положению не может сказать. Мы деградировали в смежных областях, например в электронике.

Прошло 18 лет, а РФ все еще зависит от поставок импортной электроники, отмечает Виталий Егоров. Дождемся ли вообще при таких темпах полета «Орла»?

#Союз #Роскосмос #Космонавтика #Аналитика #Космический корабль #США #Мария Соколова #Россия #Космос #Космический корабль Орел
Подпишитесь