Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Российскому бюджету нужны деньги, и это не новость. Дефицитной казна стала после начала СВО и последовавших за этим западных санкций. Триллионную дыру не удается заштопать третий год подряд. Сам по себе госдолг страны составляет чуть больше 1% ВВП. В 2025 году, по заявлению министра финансов Антона Силуанова, он вообще опустится до 0,5% ВВП. Но есть два «но».
Во-первых, у правительства постоянно растут расходы. В 2024 году траты бюджета превысят 2023-й на 17%. В 2025-м расходы хотели снизить на 7%, но опять не смогли, говорит главный научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН Игорь Николаев:
— Это уже не 37 трлн рублей, а 40 с лишним трлн рублей расходов. Чтобы балансировать бюджет, надо не только повышать налоги, проводить приватизацию, мы вынуждены занимать в долг. А долговая нагрузка у нас растет. Антон Силуанов давал интервью весной и прямо говорил о своей озабоченности тем, как растет долговая нагрузка. Поэтому даже при небольшом дефиците бюджета может встать вопрос, сможете ли вы обслуживать свои долги.
Конечно, можно было бы занять деньги. Однако внешние рынки для РФ закрыты, а на внутренних каждый последующий раунд торговли ОФЗ заканчивается еще большим разочарованием и для государства, и для банков. Инвесторы теряют деньги, а Минфину приходится повышать процент выплат по ним, что делает госдолг еще дороже.
Продажа активов через прокуратуру, которых за год набралось немало (чего стоят громкие истории «Макфы», «Рольфа» и других прибыльных компаний, которые государство решило продать во второй раз), — дело супервыгодное, но таящее много опасностей. РСПП уже год бьет тревогу и умоляет власть оставить собственников в покое.
Все-таки проще и больше денег можно получить, если предлагать частями и проводить сделки более цивилизованным способом, а не только через суд. За последние 25 лет государство накопило достаточно собственности, чтобы допустить к владению активами проверенных инвесторов. На рынке никто не верит, что в короткий лист покупателей попадут чужие. Юрист, глава Жилищного союза Москвы Константин Крохин говорит:
— Я считаю, что это перераспределение между элитными группами к вопросу повестки-2030, потому что сейчас любые сети — электрические, тепловые, интернет, телефония — очень выгодные активы, денежный поток в которых не сокращается, поток только растет, потому что растут тарифы. Это перераспределение между элитными группами, которое называют приватизацией, а на самом деле просто перераспределяются активы.
Министр финансов назвал только количество компаний, которые попали в список, поданный премьеру. Их 25-30, сказал Силуанов. Однако некоторые подробности все же просачиваются в СМИ и социальные сети.
Чиновники на этот раз очень осторожно обращаются с информацией. Дело в том, что попытка приватизации не первая. В декабре прошлого года министр финансов уже пытался запустить продажу долей в госкомпаниях частным инвесторам.
Как говорят наблюдатели, «распродаже родины» помешал тогдашний первый вице-премьер Андрей Белоусов. Теперь, когда Белоусов из Белого дома переместился на Фрунзенскую набережную и занимается непосредственно боевыми действиями на Украине, дорога получить свежие деньги выглядит более перспективной.
В прошлом году никаких утечек по новой приватизации не было. Сейчас о возможности получения дополнительного дохода заговорили более открыто. Еще в конце весны министр экономического развития Максим Решетников на Петербургском международном экономическом форуме рассказал, что можно и нужно приватизировать не нужные государству активы и даже намекнул, в каком направлении движется мысль чиновников:
«Мы охотнее выделяем деньги на поддержку ЖКХ, чем промышленности и технологий. Но нужно активнее при господдержке давать развиваться частному сектору».
Накануне были объявлены и параметры компаний, которые хотят выставить на распродажу. Замминистра финансов Алексей Моисеев на инвестконференции «Толк» сообщил, что сейчас в ведомстве Силуанова анализируют госкомпании с долей государства от 100% до 75% с одной целью: насколько целесообразно сохранять такое участие или снизить его до блокирующего. По российскому законодательству, это 25% + 1 акция.
Таких оказалось достаточно много. Многие аналитики, как, например, политолог Михаил Виноградов, как и другие телеграм-каналы немедленно составили списки компаний с госучастием. О каких из них идет речь?
Компании с долей государства свыше 75%:
Транснефть (100%)
ОАК (95%)
Россети (87%)
Новороссийский морской торговый порт (80,64%),
Компании с долей участия государства от 75 до 50%:
Русгидро (74,68%)
Аэрофлот (73,77%)
Интер РАО (65,76%)
ВТБ (60,9%)
Мосэнерго (53,32%)
Газпром (50,23%)
Сбербанк (50% +1 голосующая акция)
Алроса (66%).
Доля государства 25-50%:
Башнефть (48%)
Газпром нефть (48%)
Камаз (47%)
Ростелеком (41%)
Роснефть (40%)
ОГК-2 (38%)
Татнефть (33%)
Мобиржа (30%)
ТГК-1 (25%)
На фоне разговоров о новой приватизации интересна ситуация вокруг «Газпрома». За два года в новой геополитической ситуации высокоприбыльная компания закончила 2023-й с убытком.
Государство до последнего пыталось вытащить из монополиста как можно больше денег. Чего стоит особый налог в размере 50 млрд рублей в месяц, который отменили только сейчас. Это решение властей очень похоже на предпродажную подготовку. Снятие кабального налога немедленно сделает «Газпром» прибыльным. При продаже части госпакета это резко повысит цену, которую можно получить с новых совладельцев.
Интерес общественности к инфраструктурным компаниям понятен. Плохо или хорошо управляют чиновники доверенными им активами, вопрос второй. Главное, что они частично финансируются за счет тарифов с бизнеса и населения и что эти компании прибыльные.
— «Мосэнерго» — один из важнейших активов «Газпрома» в Московском регионе. «Газпром» убыточен, а «Мосэнерго» не убыточно. И тарифы будут расти. Поэтому тот, кто купит «Мосэнерго» или «Россети», будет получать стабильный, надежный доход, — говорит глава Жилищного союза Константин Крохин.
Юрист рассказал «НИ», что незаметно для потребителя государство ушло от сдерживания тарифов ЖКХ. О том, что в 2025 году их рост составит 11,2%, что почти в три раза выше запланированной инфляции, люди узнали из СМИ.
Однако в регионах повышение платы за коммунальные услуги происходит перманентно. В качестве примера Константин Крохин приводит Москву:
— Уже все правила, ограничения, красные линии по тарифам пройдены. 11%-ный индекс не выдерживается. Его установили в июле, а в августе в Москве произошло повышение тарифов на 115% в Центральном округе на содержание и водоотведение, в Новой Москве — еще больше. И никто, ни прокуратура, ни ФАС, слова не говорит. Что произошло? Кто нарушил?
Несмотря на все заявления министра финансов о том, что государство уступает частным фирмам в управлении своими активами, на первом месте при нынешней распродаже стоят деньги, уверен экономист Игорь Николаев.
Бюджету не нужно будет дожидаться выплаты дивидендов, деньги туда поступят сразу при переходе акций к новым владельцам. Однако полностью продавать компании правительство тоже не будет:
— Я подозреваю, что контрольный пакет может остаться у государства. Вряд ли компании, которые являются естественными монополистами, будут полностью частными. Там государство останется и будет регулировать тарифы.
Советский задел, на котором продолжает жить коммунальное хозяйство страны, хотя он был актуален для советского времени и в первые 10 лет существования современной России, сейчас закончился. Любые инвестиции в развивающейся экономике, полагает Крохин, — это иностранный капитал. Инвесторы должны принести не только деньги, но и новые технологии. Сейчас это невозможно.
— Сегодня сети, коммунальный сектор является интересным, он внутренний, он по большому счету производная от ренты, от ренты власти и не контролируется внешними игроками. Это позволяет в отсутствии роста доходов на внешних рынках за счет экспорта, в этих условиях внутренний рынок становится привлекательным, не просто привлекательным, а единственно возможным, где можно получать сопоставимые доходы для инвестирования в систему власти, — говорит Крохин.
Независимо от того, кого допустят до покупки, если приватизация состоится, за самые лакомые куски развернется борьба. В нынешней экономической и геополитической ситуации распродажа активов будет выглядеть, как залоговые аукционы 1997 года. Что в то время, что сейчас у нас есть дефицит иностранных инвесторов, считает Константин Крохин.
Новые инвесторы или старые, гарантии, что тарифы не пойдут вверх, дать не может никто. Понятно, что частные владельцы не могут сначала заплатить государству, а потом попросить денег на содержание компании. Финансирование будет происходить за счет роста тарифов.
Политический консенсус, по мнению Крохина, таков, что российским потребителям пора привыкать к тому, что никто в мире аварийное жилье не меняет, а тарифы не субсидирует:
— Подводка у министерских чиновников такая — во всем мире никто не дотирует центральное теплоснабжение. Никто нигде в мире аварийный фонд не меняет, не дает бесплатного жилья. Идет подводка, что мы будем больше похожи на окружающий мир, соответственно, социальные красные линии, взгляд на социальное государство и взгляд на объем обязательств активно пересматривается правительством и профильными министерствами. Вызвано это сокращением доходов и возможностей что-то сделать.
Если сетевые компании действительно пойдут под приватизацию, это будет означать не только замену акционеров, но и смену парадигмы «государство — граждане» в области ЖКХ.
А что же деньги? Деньги лишними не бывают, говорит Игорь Николаев:
— Никто не рассчитывает, что с помощью этой меры можно решить проблему. Здесь комплексный подход. Повышение налогов — по значимости более весомая мера. От повышения налога на прибыль и подоходного налога федеральный бюджет должен получить только в 2025 году 2,6 трлн рублей. О таких суммах от приватизации речи не идет. Но тут уже не до жиру. Можно получить десятки, сотни миллиардов, значит, надо получать. Это дополнительные деньги. Минфин не может разбрасываться.