Андрей Берец
Состав стран — участниц БРИКС, изначально состоявший из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, с 1 января этого года увеличился вдвое. К группе присоединились Египет, Эфиопия, Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия.
С последней, впрочем, все не так однозначно. Саудиты говорили о том, что полноценно не вошли в состав организации. А вот в Москве считают по-другому. Замглавы МИД РФ, шерпа при БРИКС Сергей Рябков отмечал, что представители Эр-Рияда наравне с остальными участвуют в работе БРИКС в различных форматах, а это означает полноценное членство.
В Кремле считают, что прояснить степень представительства королевства в организации поможет уровень делегации, которая посетит Казань. На саммит приехал глава саудовского МИД. А это говорит о том, что, вероятно, Эр-Рияд все-таки пока не желает принимать полноформатного участия в работе группы.
После значительного расширения организация решила взять паузу, чтобы, по выражению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «переварить вновь прибывших».
Сложность определения статуса участников обусловлена тем, что БРИКС — это не формализованная организация с уставом и штаб-квартирой, как, например, ООН или Евросоюз, это неформальное объединение.
Именно такой статус партнерства без обязательств и привлекает все новые страны. Нахождение в клубе дает определенные преимущества и предоставляет новые переговорные площадки, однако не накладывает формальных обязанностей и не мешает состоять в других организациях.
На расширение организации эксперты смотрят по-разному. Одни утверждают, что увеличение числа участников предоставляет новые возможности. Другие отмечают, что подобная практика приведет к размыванию ядра, осложнит формирование повестки и может спровоцировать появление дополнительных противоречий. Вместо расширения предлагается просто увеличить число наблюдателей, ассоциативных членов. Иными словами, создать что-то вроде БРИКС+ по примеру того, как это произошло с ОПЕК+.
Состав участников саммита получился довольно представительным. Собрались почти все первые лица стран-участниц. Председательствующую Россию представляет президент Владимир Путин, от Китая — председатель Си Цзиньпин, от Индии — премьер-министр Нарендра Моди. Приехал президент ЮАР Сирил Рафамоса. В столицу Татарстана прибыли президенты Египта, ОАЭ и Ирана — Абдель Фаттах ас-Сиси, Мухаммед бен Заид Аль Нахайян и Масуд Пезешкиан. От Эфиопии во встрече примет участие премьер-министр Абий Ахмед.
В среду в Казань приехали несколько хороших друзей и давних партнеров Москвы — президент Белоруссии Александр Лукашенко, поцеловавший в аэропорту каравай, и глава турецкого государства Реджеп Тайип Эрдоган.
Анкара настроена на развитие отношений с БРИКС и рассматривает возможности вступления в организацию. Турецкие официальные лица в последние месяцы не раз поднимали эту тему. Интерес к БРИКС возрастает по мере того, как турки убеждаются, что говорить о возможной интеграции в ЕС рано или вовсе бессмысленно. При этом полностью отказываться от европейского пути Турция тоже не собирается. Белоруссия тоже хочет влиться в ряды объединения. В прошлом году республика подала соответствующую заявку. Но пока процесс расширения поставлен на паузу.
Представительный состав участников однозначно можно считать победой российской дипломатии. После начала конфликта на Украине Запад прикладывает значительные усилия для того, чтобы обеспечить изоляцию РФ на международной арене. Однако на территории нашей страны давно не собиралось такое количество мировых лидеров, как в Казани в текущие дни.
Вместе с тем в экономической плоскости наблюдается и обратный процесс. Многие страны — участники саммита перестали работать с российскими банками, платежными системами и картами, опасаясь вторичных санкций.
Из руководителей стартовой пятерки встречу на высшем уровне пропустит президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. В Бразилии считают, что никакого политико-дипломатического подтекста в его отсутствии на саммите нет. По данным местных СМИ, политик поскользнулся и упал в последние дни подготовки визита в РФ. Из-за инцидента ему наложили швы на затылок. Теперь Лула не может летать на длительные расстояния из-за риска повторного кровотечения. Бразильский президент примет участие во встрече в Казани по видеосвязи.
За несколько дней до этой новости стало известно, что Владимир Путин не поедет на саммит G-20, который в этом году примет Бразилия. Глава российского государства заявил, что не хочет нарушать нормальной работы форума. По его словам, даже если исключить ордер Международного уголовного суда на его арест, все равно все дискуссии будут вращаться вокруг участия российского президента во встрече.
Отказался от визита в РФ и президент Сербии Александр Вучич. Хотя его, судя по всему, в Казани ждали. Вместо поездки на восток политик выбрал западное направление. Свое отсутствие на саммите сербский лидер объяснил давно запланированными встречами с президентом Польши Дональдом Туском, премьер-министром Греции Мицотакисом Кириакосом и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Так или иначе, выбор западного направления встреч сербским политиком был неслучаен. О том, где и когда пройдет встреча БРИКС на высшем уровне, было известно сильно заранее. При желании можно было включить посещение саммита в расписание. Однако, вероятно, Вучич старается соблюдать определенный баланс. Белград отказался участвовать в антироссийских санкциях, в связи с чем и так испытывает давление со стороны Запада. Если бы президент страны еще и поехал в Россию на саммит, оно бы усилилось. Для Сербии с учетом непростой ситуации на Балканах это крайне чревато.
А вот союзник России Казахстан участвовать в объединении не желает. Пресс-секретарь главы государства Берик Уали на прошлой неделе сказал, что казахстанскому президенту Касым-Жомарту Токаеву неоднократно поступали предложения присоединиться к группе. Однако Астана делать этого пока не хочет и воздержится от подачи заявки на участие в организации. Вместо этого руководство Казахстана предпочитает участвовать в работе ООН как универсальной площадки для обсуждения насущных вопросов.
В Москве сделали вид, что отнеслись с пониманием. Представитель Кремля Дмитрий Песков констатировал, что Казахстан является близким другом и партнером РФ и сам принимает решение об участии в тех или иных объединениях. Вместе с тем представитель Кремля подчеркнул, что БРИКС не является альтернативой ООН и никоим образом не стремится заменить Всемирную организацию.
Так совпало, что в последующие дни Россельхознадзор ограничил импорт некоторых видов сельхозпродукции из Казахстана. Возможно, именно из-за решения Токаева не участвовать в БРИКС пострадали казахские томаты, перцы, дыни, а также пшеница и чечевица.