Posted 21 октября, 20:38

Published 21 октября, 20:38

Modified 21 октября, 21:26

Updated 21 октября, 21:26

В Судане сбит самолет, на борту которого могли быть россияне. Что известно о ЧП?

21 октября 2024, 20:38
Сюжет
Самолет
По некоторым данным, самолет принадлежал киргизская компании New Way Cargo и совершал рейс из ОАЭ в Чад. Согласно неподтвержденной информации, погибли два человека. Воздушное судно могло быть сбито ракетой класса «земля-воздух».

Юлия Литвиненко

На западе Судана сбит грузовой самолет Ил-76, в экипаж которого, как сообщили представители суданских Сил быстрого реагирования (СБР), входили россияне. Эту информацию передало посольство России в стране.

«Со своей стороны, посольство в контакте с суданскими властями предпринимает все необходимые действия для выяснения обстоятельств данного инцидента», — указали в дипмиссии, добавив, что ситуация осложняется тем, что зона крушения находится в охваченном боями Дарфуре.

С 2023 года в Судане продолжается гражданская война, вспыхнувшая из-за конфликта фактического главы государства Абделя Фаттаха аль-Бурхана (возглавляет Суверенный Совет) и лидера СБР Мухаммеда Хамдана Дагло.

Так, Суверенный совет обвиняет ОАЭ в поставках оружия противоборствующей стороне.

«Ил» или «Ан»?

Согласно информации сервиса Aviation Safety Network (собирает информацию об авиационных происшествиях), сбитый самолет — Ил-76Т с регистрационным номером EX-76011.

Оператором воздушного судна является киргизская компания New Way Cargo. Самолет летел из международного аэропорта «Рас-эль-Хайма» (ОАЭ) в город Амджарас в соседнем с Суданом Чаде.

«Погибли по меньшей мере два человека. Обычный экипаж Ил-76 состоит из пяти человек», — говорится на сайте ASN.

При этом, как указывает портал Sudanwarmonitor, один из высокопоставленных офицеров СБР Али Ризкалла утверждает, что управляемыми ракетами был сбит «египетский Антонов».

Тем временем, сообщают СМИ, в соцсетях появляются кадры с места ЧП в Северном Дарфуре. На видеокадрах видны обгоревшие обломки самолета.

Также в кадре показаны документы пилотов экипажа. Так, например, находящиеся на месте крушения очевидцы демонстрируют удостоверение на имя Виктора Гранова — главного инженера Airline Transport Incorporation FZC.

  • Компания базируется в ОАЭ и связана с Киргизией.

На удостоверении также указано «Международный аэропорт Манас» — это главный международный аэропорт Киргизии.

Как уточняет Mash, Виктор Гранов раньше был учредителем ЗАО «Авиакомпания „Пилот“». Телеграм-канал утверждает, что на одном из авиационных форумов его ругали за то, что он якобы «кидал на деньги» пилотов в Африке и экономил на обслуживании Ан-12, который принадлежал его фирме.

Сообщается также, что на месте был найден российский паспорт на имя 33-летнего Антона С.

Позднее RT со ссылкой на родственников подтвердило, что в сбитом Ил-76 был россиянин Антон Селиванец. За несколько часов до крушения самолета он прислал видео, снятое на высоте 8,5 тыс. м. Собеседники телеканала добавили, что Антон часто бывал в местах военных конфликтов, доставлял туда гуманитарную помощь.

Куда и зачем летел самолет: версии

По информации Телеграм-канала SHOT, авиаинженер Антон Селиванец вместе с Грановым летел в Западный Кордофан (провинция Судана) чинить самолет ОАЭ, который неудачно приземлился там в начале октября.

Отмечается, что Ил-76 перевозил запасные части и инженеров, чтобы починить тот самолет, однако по ошибке был сбит СБР.

Между тем, как пишет The Washington Post, представители СБР якобы заявили, что сбитый «иностранный военный самолет» помогал суданским военным. При этом, не приводя доказательств, они утверждали, что самолет сбрасывал «бочковые бомбы» на мирных жителей.

«Все иностранные наемники, находившиеся на борту самолета, были уничтожены в ходе операции», — цитирует издание заявление СБР.

В своем недавнем докладе группа Conflict Observatory указывала, что авиакомпания New Way Cargo способствовала передаче оружия ОАЭ, совершая рейсы в международный аэропорт имени Марешаля Идрисса Деби в Амджарасе (Чад).

«ОАЭ использовали аэропорт в качестве маршрутной точки для доставки оружия СБР», — говорится в докладе, отмечая, что Эмираты также предлагали кредит в $1,5 млрд для быстрого расширения аэропорта.

Эксперты ООН также полагают, что обвинения в том, что ОАЭ вооружают СБР, «заслуживают доверия», пишет The Washington Post.

Заслуженный военный летчик России, генерал-майор Владимир Попов, комментируя путанные сообщения СМИ о происшествии, заявил в беседе с «МК», что в Судане есть российские летчики, которые могут работать на частные компании, имеющие отношение к «различным международным организациям, в том числе, и боевого крыла».

«Этот рейс мог быть связан с поставками боеприпасов или каких-то средств поражения. Поэтому он и оказался под ударом», — допустил эксперт.

Что касается версии, согласно которой самолет летел в Западный Кордофан на помощь другому воздушному судну, то, по словам собеседника издания, обстановка в том районе действительно напряженная.

«Ответчик „свой-чужой“ на борту самолета, скорее всего, был выключен. Если бы самолет работал с международным кодом ответа, я думаю, что он не был бы обстрелян. По системе ИКАО — это был бы транспортный самолет гражданского назначения», — пояснил Попов.

Эксперт не исключает и того, что самолет могли сбить с целью провокации бандформирования, не согласные с официальными властями, или же это произошло из-за несогласованных действий системы ВВС, ПВО и органов управления воздушным движением самого Судана.

Согласно статистике Armed Conflict Location and Event Data, в результате войны в Судане погибло более 24 тыс. человек. Суданская армия ведет усиленное наступление под Хартумом, в то время как союзные ей силы сражаются с СБР в Дарфуре.

Ситуация в Судане остается нестабильной еще с 2019 года. Тогда был смещен долгое время находившийся у власти (16 октября 1993 год — 11 апреля 2019 год. — Прим. ред.) глава государства Омар аль-Башир.

  • Примечательно, что он стал первым действующим главой государства, в отношении которого МУС выдал ордер на арест (пять из семи пунктов обвинения касались преступлений против человечности и два — военных преступлений).

После этого два генерала — глава армии генерал Абдель-Фаттах Бурхан и генерал Мухаммед Хамдан Дагло из СБР — объединили усилия, чтобы возглавить военный переворот в октябре 2021 года.

Однако уже в 2023 году они начали сражаться друг с другом.

Подпишитесь