Александр Куманев
Ночью на прихожан, дежуривших у храма в Черкассах, напали штурмовики в балаклавах, о чем сообщали местные жители. Захватчикам удалось прорваться на территорию собора. Они избили верующих и отобрали у них телефоны, чтобы люди не снимали происходящее. Штурмовики также повредили камеры видеонаблюдения.
Захватившие собор выбили двери и проникли в помещение храма. Как стало известно позднее, они похитили деньги, которые собирали прихожане на колокол, и другие ценности, в том числе религиозные.
«Полиция активно участвовала в захвате, помогала бандитам попасть на церковную территорию, блокировала проход прихожанам», — сообщил в своем тг-канале выехавший с Украины депутат Верховной рады Артем Дмитрук.
На кадрах от очевидцев можно заметить, что полиция на месте действительно присутствует, но игнорирует просьбы о помощи со стороны прихожан.
«Где наша полиция и где наш народ?» — возмущаются собравшиеся бездействием правоохранителей.
Возглавил штурмующих капеллан ПЦУ Назарий Засанский, который годом ранее участвовал в захвате Черкасского монастыря Рождества Богородицы.
Наступило утро, но прихожане не разошлись. Перед воротами собора они начали молиться. Захватившие его отреагировали на это: они принесли колонку и включили националистические песни.
К прихожанам приехал митрополит Черкасский Феодосий, который возглавил собравшихся у ворот. Вместе они пошли в контратаку и прорвались на территорию храма, встретив ожесточенное сопротивление.
Вскоре верующие прорвались в собор. Как сообщает Дмитрук, люди в балаклавах избили митрополита прямо в алтаре. Захватившие храм не стесняются прибегать к насилию.
На кадрах с места события можно заметить, что молодчики вооружены пистолетами и газовыми баллончиками. Им противостоят прихожане, который отбиваются лавками и другими подручными предметами. Захватчики стреляют в людей, но верующим удалось вытеснить их из здания.
Кадры с другого ракурса. Люди в военной форме не гнушались использовать нецензурную лексику в храме и угрожать верующим оружием.
С мест сообщают о новом штурме: захватчики зовут подкрепление. Их поддерживают местные власти, а мэр города «пригласил граждан» прийти к собору, чтобы «высказать свое мнение». По его словам, переход Михайловского собора в юрисдикцию ПЦУ является добровольным решением местной общины.
Шансов отстоять святыню у прихожан УПЦ нет, но они решили бороться до последнего. Полиция не вмешивается в происходящее.
Согласно информации с места событий, после прибытия подкреплений люди в балаклавах вновь захватили собор. Так прошла последняя молитва у стен храма.
Митрополит Феодосий подчеркнул, что верующие сделали все возможное, чтобы отстоять собор, но были вынуждены отступить. По его мнению, вместе с верующими УПЦ из храма ушла благодать. Он призвал прихожан молиться в подполье, а также пообещал, что они вернут собор. Священнослужителя госпитализировали с травмами.
В районе полудня ПЦУ начала первую службу в соборе, где еще несколько часов назад ее сторонники стреляли в людей и сквернословили.
В полиции Черкасской области заявили об уголовном производстве по факту хулиганства. По версии украинской полиции, «инцидент» произошел «между верующими». Как сообщает Союз православных журналистов, правоохранители подтвердили информацию о нескольких пострадавших с телесными повреждениями.
По версии правоохранителей, полицейские прибыли на место после поступления вызова, но очевидцы сообщают, что они пришли вместе с захватившими собор. В украинских СМИ и медиа произошедшее описывается как захват со стороны «сторонников московской церкви».
Михайловский собор (Свято-Михайловский, Архангело-Михайловский собор) был главным кафедральным собором Черкасской епархии УПЦ. Он является крупнейшим православным храмом Украины, занимает четвертое место в мире и вмещает 12 тыс. верующих.
Михайловский собор начали строить в 1994 году, а освятили в 2002-м. Финансирование строительства шло из разных источников, в том числе за счет пожертвований верующих и состоятельных меценатов.
Храм не находится в государственной собственности. Артем Дмитрук подчеркивает, что средства были собраны УПЦ, а сам собор является частной собственностью (предполагается УПЦ), не был в аренде и не принадлежал общине, как и земля под ним.