Posted 17 октября, 07:42
Published 17 октября, 07:42
Modified 17 октября, 08:21
Updated 17 октября, 08:21
Андрей Берец
Новый законопроект разделяет меру ответственности за вооруженный мятеж в зависимости от степени вовлеченности. В нынешней редакции закона такого разделения нет, а срок наказания составляет от 12 до 20 лет. В Минюсте считают, что подобная законодательная практика приводит к тому, что правовая норма не применяется.
«Мы выявили, что квалификация по этой статье довольно затруднительна, потому что, например, с 2020 года, как выяснилось, по этой статье не осуждался ни один у нас человек. По другим статьям осуждались: диверсия, террористический акт и так далее, — заявила на пленарном заседании Госдумы замглавы Минюста Елена Ардабьева. — И было решено, что нужно более подробно квалифицировать, сделать такие составы, то есть не один, как сейчас, по которому трудно привлечь к ответственности, a три и раздробить их, повысив санкции».
Теперь за организацию вооруженного мятежа полагается 15-20 лет. За участие наказание остается прежним — 12-20 лет. Если мятеж повлечет гибель человека или иные тяжкие последствия, срок лишения свободы может увеличиться до пожизненного.
Однако, помимо ужесточения наказания, предусмотрены и поправки, которые должны способствовать предотвращению вооруженного мятежа. Если его участник на стадии подготовки расскажет о заговоре правоохранителям, он сможет избежать ответственности.
Для чего предлагается внести изменения в пункт 2 примечаний к статье 275 УК РФ («Государственная измена»). От уголовной ответственности за вооруженный мятеж гражданин может быть освобожден, если он «добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации». И если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Об этом говорится в пояснительной записке к документу. Такое решение позволит мотивировать участников вооруженного мятежа отказываться от продолжения противоправных действий».
Аналогичное положение содержится в статье УК РФ № 206 («Захват заложника»). Если захвативший добровольно или по требованию властей отпустил заложника, он освобождается от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления.
Мера направлена на сохранение жизни и здоровья заложников.
Единственный в новейшей российской истории вооруженный мятеж произошел в июне 2023 года. Его организовали Евгений Пригожин и ЧВК «Вагнер». Они захватили штаб Южного военного округа в Ростове-на-Дону и двинулись на Москву.
Мятежу предшествовал длительный конфликт Пригожина с руководством Минобороны, который особенно обострился во время многомесячного штурма Бахмута. В начале июня Министерство обороны выпустило приказ, согласно которому все ЧВК, принимающие участие в СВО, должны подписать контракт с ведомством и войти в его состав. Поводом для начала движения колонны «вагнеров» на Ростов и затем на Москву стали якобы нанесенные удары по их тыловым лагерям. Подлинность этого заявления в информационном поле подвергалось сомнению.
23 июня Генпрокуратура возбудила уголовное дело как раз по той самой статье УК РФ № 279 об организации вооруженного мятежа.
Президент РФ Владимир Путин в экстренном обращении к россиянам назвал произошедшее предательством, отступничеством и вооруженным мятежом.
В конце концов, когда колонны находились уже в 200 км от Москвы, российским властям при посредничестве президента Белоруссии Александра Лукашенко удалось убедить мятежников остановить движение и вернуться в полевые лагеря.
Через пять дней после завершения мятежа Путин провел встречу с руководством и бойцами ЧВК «Вагнер» и предложил им «варианты трудоустройства».
23 июля потерпел крушение бизнес-джет Embraer Legacy, на борту которого находились сам Пригожин, командир «Вагнера» Дмитрий Уткин и еще несколько человек.
Тогда по статье о государственном мятеже уголовной ответственности никто не понес. В ходе мятежа ЧВК погибли не менее 10 военнослужащих ВС РФ. С учетом нынешних поправок за организацию и участие в мятеже уже грозило бы пожизненное.
Как отметил в своем телеграм-канале Colonellcassad военный журналист Борис Рожин, «так как практика показала, что вооруженные мятежи возможны, то и относиться к ним теперь будут более сурово».