Елена Петрова, Татьяна Свиридова
«Сейчас у нас на рынок пришло невероятное обилие контрафакта, барьер которому никто не может поставить. Контрафакт течет рекой, в том числе через границы. Не меньше шести литров моторного масла из десяти сегодня на рынке — это контрафакт».
В Совете Федерации, где с вышеприведенным заявлением выступил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцэер, о наличии подделок и контрафакта знали, но размах нового вида «относительно честного отъема денег у населения» поразил даже сенаторов.
Интересная особенность нового витка мошенничества: запчасти подделывают в основном для российских машин, а масла — известных западных марок. С подделками нужно бороться, говорят эксперты. Но все ли контрафактные запчасти непригодны для ремонта машин и почему «Честный знак» вызывает так много вопросов?
После 2022 года из РФ ушли все крупные производители моторных масел. Mobil, Shell, Castrol больше в нашей стране не работают, а их продукцию можно по-прежнему купить в магазинах. Эксперты предупреждают доверчивых автолюбителей: не гонитесь за дешевизной.
— По маслу у нас с российского рынка ушли все крупные игроки, кроме нескольких южнокорейских компаний. У них масло хорошее, без проблем можно его покупать, его никто не подделывает. А человек, который идет в магазин и покупает канистру MOBIL за 3,5 тысячи рублей, должен призадуматься, почему такая низкая цена? — предупреждает соотечественников вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко.
Как говорят специалисты, мошенники, не стесняясь, начали продавать поддельные масла по достаточно высокой цене. Проверить покупку можно, если отсканировать QR-код. Если он не приведет вас на завод в США или Канаде, то масло «левое».
Автомобильный инженер, владелец и основатель компании «Механика» Дмитрий Даньшов признает, что с уходом производителей масел в России наступил хаос. Подделки существуют. Их частично ввозят на территорию РФ, частично производят прямо здесь. Было много громких дел по закрытию компаний, занимающихся подделкой смазочных материалов, но такое отмечалось и раньше.
— У меня нет, к сожалению, рецепта от всех болезней. Я отдаю предпочтение европейским брендам второго эшелона, тем, которые никогда не были на первых позициях, но соответствовали требованиям и имели все необходимые допуски. Их сейчас можно приобрести, хотя ввозят их параллельным импортом. И в силу не самой большой узнаваемости брендов их неинтересно подделывать. Масло из Финляндии или Голландии можно спокойно покупать, — делится личным опытом Дмитрий Даньшов.
Есть российские производители масел, например калужского производителя. Если на сервисе вам предложили это масло, говорит Даньшов, то с высокой долей вероятности оно хорошего качества.
— Если говорить про известные бренды, я бы не покупал их просто в магазине. Продавец может не знать, что это за масло. Я бы остерегался покупать их и на маркетплейсах, потому что маркетплейс видит легальные документы, но откуда оно завезено и что там внутри, они реально не имеют возможности проверить. Прикладывают усилия, но они не ясновидящие, — говорит автомобильный инженер.
С запчастями ситуация не такая однозначная, как с маслами. В отличие от Америки, где контрафакта нет в силу того, что там другая юридическая ситуация, в РФ объявление качественной продукции контрафактом — это способ конкуренции. Контрафакт в России — это абсолютно качественный товар, произведенный самим поставщиком, проданный этим поставщиком за адекватную цену в какой-либо точке земного шара и ввезенный в РФ без персонального одобрения этого самого поставщика.
— То есть, например, Bosh произвел товар, но не разрешал этот товар ввозить в РФ. Тем не менее в российском законодательстве это называется «контрафакт». Эта странная юридическая конструкция является ограничением на свободу экономической деятельности, навязанной РФ более экономически сильными и лоббистски бессовестными юрисдикциями, — поднимает старую проблему Дмитрий Даньшов.
Контрафактные запчасти — это те же самые «бошевские» запчасти, купленные в Эмиратах или Китае на заводе, где Bosch их производит. У покупателей есть все необходимые документы, что они приобретены законным образом. Однако у производителя появляется возможность сначала продать свой товар где-нибудь в Аргентине, говорит Даньшов, а потом обязать российскую правоохранительную систему изъять его бесплатно.
— Это инструмент глобальной конкуренции — я продаю не всем на одинаковых условиях, кому-то продаю дороже и хочу контролировать весь мировой рынок. То есть продать вам петуха два раза. В Бразилии, Китае, Эмиратах получать с вас деньги, а другой раз в России или иной стране третьего мира отнять у вас товар, для того чтобы продать его повторно, — говорит владелец «Механики».
Подделка — это когда вы покупаете товар в коробке, где написано Bosch, а внутри находится что-то совсем другое. Впрочем, как говорят опрошенные «НИ» эксперты, больше всего подделок для отечественных автомобилей. На них это распространяется в значительной степени, потому что часть тех деятелей, которая производила имитации ВАЗовских, ГАЗовских, КамАЗовских запчастей, продолжает работать. Эта проблема есть, подтверждает Дмитрий Даньшов.
— С левыми запчастями — 3-5% подделок как было, так и есть. Подделывают запчасти на отечественные автомобили группы ГАЗ, МАЗ, грузовики, «Газель». Те, кто занимался подделками в «гаражах» в 90-е годы, никуда не делись и продолжают клепать подделки, — согласен с коллегой вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко.
Еще более сложная проблема с китайскими автомобилями, все больше и больше захватывающими российский авторынок. Там произвести подделки значительно сложнее, но попасть на некачественные запчасти можно очень серьезно. Все дело в том, что в других автомобильных странах поставщиков одних и тех же деталей для конвейера, как правило, два. У китайцев их может быть и 5, и 15.
— Каждый из них может утверждать, что является поставщиком конвейера и производит топовое качество, но по факту топовое качество из 15 поставщиков будет у трех или не будет ни у кого. Это достаточно непрозрачная история. Китайская культура не предполагает возможности сказать «нет». Если деталь стоит 10 долларов, а вы просите китайского продавца продать за 8 долларов, он согласится. Но это означает, что за 8 она будет из более дешевого материала с менее точной обработкой, — делится опытом общения с поставщиками из Поднебесной Дмитрий Даньшов.
Эксперты авторынка и автомобильных запчастей говорят, что 100%-ной гарантии того, что автолюбитель не нарвется на подделку, нет. Самое главное — найти сервис, не обязательно дилерский, в котором есть специалисты, способные отличить оригинальную запчасть от паленой. Даньшов предупреждает, что сделать это не так просто, поскольку внешнего осмотра бывает недостаточно:
— Даже в небольших городках все равно есть сервис, который работает пять и более лет, в котором человек обслуживается. Этот сервис у него вызывает доверие. В сервисе работает профессиональный «запчастист». У этого сервиса — проверенный круг поставщиков, с которыми они тоже не вчера начали работать. Вот таким образом человек может снизить вероятность получить неприятности.
Большие компании решают проблему оригинальных запчастей еще более кардинальным способом, говорит Александр Казаченко:
— Вы не поверите! У нас в Китае сидит свой человек и принимает товары. У нас в Дубае — отдельный человек, которому платятся деньги, у нас есть такой же агент в Польше, он все контролирует, а мы понимаем, откуда берем. Мы работаем с производителями без посредников, если идет речь о российских марках. А автомобилистам, чтобы себя обезопасить, надо обращаться в сертифицированные сервисы, и безопасность будет гораздо выше, чем в случае покупки в палатке на Кунцевском авторынке.
Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов хочет распространить систему маркировки «Честный знак» на автокомпоненты, если такую инициативу поддержат участники отрасли. Однако на рынке отношение к этому неоднозначное. Некоторые называют маркировку «волшебной наклеечкой с QR-кодом, позволяющей проследить происхождение товара».
— Это исключительно обогащение известной группы очень влиятельных людей. Но вынужден признать, что ко всему моему возмущению, хотя больную экономику и нагружают дополнительными расходами с исключительно меркантильными целями, косвенно эта программа, вынужден признать, возможно, по некоторым позициям подделок частично нас обезопасит.
Но никакой «Честный знак» не запретит заказывать запчасти в любом месте земного шара по самой дешманской цене, получать минимально возможное качество, буквально, чтобы за ворота выехать, ввезти их в РФ, получить «Честный знак» и все на свете. Тем не менее это будет хлам, оформленный по всем требованиям законодательства.
Александр Казаченко считает, что все дело в исполнении:
— У нас обычно через «одно место» исполняется. А если бы исполняли правильно и нормально… А цену это повышать не будет. Пять рублей это все стоит. В цене товара стоимость марки от 5 до 15 рублей.
Ситуация с поддельными запчастями и паленым моторным маслом угрожает не только ростом расходов на содержание машин в стране, но и безопасности на дорогах. Сами участники рынка на заседании в том же Совете Федерации говорят, что не видят выхода из сложившейся ситуации.
Закупка товаров за границей уже три года больше напоминает квест, и санкции не делают ее более прозрачной, скорее наоборот. Какими тропами, через какие препятствия запчасти на иномарки попадают в страну, знают только те, кто их ввозит. Проверка качества — это последнее, что волнует импортеров. Борьба с экономическими преступлениями, если это не прямое казнокрадство, органы внутренних дел также не интересует, раз паленые масла и запчасти десятилетиями не могут убрать с рынка.
Гражданам остается полагаться только на себя.