Posted 16 октября, 13:38
Published 16 октября, 13:38
Modified 16 октября, 13:40
Updated 16 октября, 13:40
Иван Зубов
Проблемы в российском здравоохранении касаются не только острого дефицита медиков, но и такой деликатной темы, как больничное питание.
Накануне Общественная палата опубликовала любопытные цифры, полученные в результате опроса, проведенного экспертами проекта «ЗдравКонтроль», в котором приняли участие около 2,5 тысячи тысяч россиян.
Почти треть пациентов заявила, что не получала во время госпитализации нормальной еды в больничных столовых, а 10% сказали, что еда была частично пригодной.
4% опрошенных признались, что лечащий врач запретил им питаться в больничной столовой, при этом 2% пациентов медики предупредили, что эту еду нельзя есть именно с их диагнозом. Часть блюд врачи не рекомендовали употреблять 13% опрошенных женщин в послеродовых отделениях.
Только 27% признали, что больничная еда соответствовала прописанной им диете, а 44% — что все предложенные блюда были нормальными.
Зампредседателя Комиссии Общественной палаты по общественному контролю и работе с обращениями граждан Евгений Мартынов так прокомментировал эти цифры:
«Отдельно хочу обратить внимание на пациентов, получающих длительное стационарное лечение, от трех недель до полугода и более. Нельзя допускать ситуаций, когда пациент, находясь в стационаре, не может питаться в столовой стационара, а медработники запрещают и выговаривают пациенту за питание в столовой не сторонней организации — больницы!»
Но в некоторых комментариях к этому сообщению встречался такой аргумент: «Они жрать приехали или лечиться?» Удивительно, что сами пациенты часто не понимают важности правильной диеты. Как отозвался на это один из комментаторов Кирилл:
«Многие пишут, что люди пришли лечиться, а не есть. Но ведь хорошая вкусная еда может благоприятно влиять на выздоровление как часть общего эмоционального фона. Если тебе каждый день дают несъедобную бурду чисто ради поддержания жизнедеятельности, особой радости ни у кого не будет. Человек имеет право на достойное питание. Другой вопрос — куда деваются деньги из бюджета больницы?»
Стоит напомнить, что в советских больницах при всех их недостатках врачи назначали пациентам диету, которая хотя бы не мешала лечению.
Медик из Санкт-Петербурга, назвавшийся Дмитрием, пишет об итогах опроса:
«Я в медицине 20 лет. Побывал не в одной больнице, в том числе и на зоне. В советские времена были разработаны определенные нормы питания, так называемые столы, а сейчас каждый главврач думает лишь о том, как сэкономить бюджет больницы. Потому и питание такое. Больничная еда никогда вкусной не была, но была хотя бы правильной, а сейчас ставится на ее дешевизну. Могу сказать, что в тюрьмах кормят куда добротнее».
Дмитрий, который по совпадению и сам сегодня находится в больнице уже в качестве пациента, так оценивает больничную еду:
«Уже четвертый день дают щи (свежие, кислые), на вечер — ленивые голубцы или брокколи, картошку. Утром пшенная каша. Вы считаете, это нормальное питание для больницы? Учитывая, что в моем отделении лежат пациенты с длительной госпитализацией и почти все получают НПВС-терапию, что и так указывает на их проблемы с желудком. Частной столовой, где бы можно было приобрести другую еду, просто нет».
Врач Анастасия Волкова вторит:
«Работаю в больнице. Каждую неделю питание одно и то же. И есть это невозможно. Совсем. Никак. Если только очень-очень голодным».
Медик, назвавшийся Эльдаром, добавляет:
«Как человек, который не в одной больнице проработал, могу сказать точно, что на еде экономить стали прилично. Это едой-то трудно назвать. Больничная еда — это диетический продукт, и он должен состоять хотя бы из средних по качеству ингредиентов. А такое редко увидишь. Откуда пациентам брать силы на восстановление, когда у тебя сосиска из бумаги, грубо говоря?»
Пациентка одной из российских больниц Ольга свидетельствует:
«Интересно, а насколько считается здоровой еда в виде переваренных, соленющих макарон с непонятной подливой из жира и жил? Или непонятный кислый суп? Зажрались пациенты? Или, может, глаза разуете хоть немного те, кто пишет, что это нормальная еда? И да, в разных регионах и отделениях еда разная, но далеко не везде она вкусная и безопасная для употребления!»
Ее подруга по несчастью Лариса отмечает:
«Диет 7А и Б, в которых ограничено содержание белка, фосфатов и пуринов, давно нет! Дают обычный ОВД (основной вариант диеты. — Прим. ред.). Дрянь! Есть то, что дают в стационарах, нельзя! Все безобразно соленое, переваренные макароны, несъедобная печень в пленках (свиная), горькая на вкус, суп из непонятных продуктов. Я уж не говорю о качестве компотов, там даже червяки плавают. Нам в * еду привозят неизвестно откуда. Овощей в виде салатов, даже просто порционных огурцов не давали даже летом. Диета своей функции не выполняет совсем!»
Впрочем, не все так плохо. Были в комментариях и такие отзывы:
«Лежала неоднократно в * в Санкт-Петербурге. Питание отличное, вкусное, разнообразное, фрукты и соки присутствуют. Бывая в этой клинике, всегда захожу в столовую и обедаю».
Ну хоть кому-то повезло…