Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Вместе с проектом бюджета на следующий год правительство внесло в Госдуму прогноз социально-экономического развития на следующие три года. Там-то россиян и ждали сюрпризы. Тарифы на ЖКХ будут резко повышены. Цены на холодную и горячую воду, электричество и газ станут выше на 11,3%. Самое большое подорожание коснется платы за электричество — на 12,6%. Тариф на газ увеличится на 10,3% с июля 2025 года.
Под разговоры о «самых низких» тарифах в Европе власти увеличили с 2022-го плату за голубое топливо для населения на 34%. Такого за последние 10 лет не было.
До начала СВО газ тоже дорожал, но не такими темпами. После введения «крымских» санкций «Газпром» настоял на 7,5%-ном росте цен в 2015 и 2016 годах. Затем аппетиты резко уменьшились, даже несмотря на пандемию и остановку экономики в большинстве стран мира. В 2019-м российские власти увеличили плату за газ только на 1,4%, и даже в пандемийные 2020 и 2021 годы рост тарифов не превысил 3%.
Между тем прогноз на 2025-й в прошлом году был не таким плохим. Правительство заложило увеличение тарифов на газ на 8,2%. Что же случилось за год, что рост был повышен вдвое и россияне будут платить больше, чем на 10%?
— «Газпром» пытается лоббировать, чтобы ему хотя бы частично те доходы, которые выпадают на экспортных рынках, компенсировались внутри РФ. Соответственно, это основная причина, по которой у нас индексация тарифов пошла вверх. Исторически она шла по схеме «инфляция минус», то есть была ниже инфляции, — объясняет старший аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
Очевидно, что власти не учли не только показателей инфляции, которые окажутся в два раза выше запланированных, но и расходов, которые будут необходимы для «поворота на Восток» и превращения социальной газификации в прибыльное направление работы для «Газпрома».
«У „Газпрома“ довольно тяжелое материальное положение». Эта оценка эксперта Сергея Кауфмана описывает урон, который был нанесен газовому монополисту после того, как российские власти потребовали от европейцев оплаты за газ в рублях. Эта история хорошо известна: после отказа Германии, главного покупателя российского газа, и некоторых других стран платить в рублях выручка от европейского рынка полетела под откос. Подрывы «Северных потоков» поставили точку в 60-летней истории успешного энергетического сотрудничества, заложенного еще Вилли Брандтом в начале 70-х годов прошлого века. По словам Сергея Кауфмана, от экспорта газа в объеме 185 млрд кубометров в 2021 году в 2023-м остались 70 млрд.
«Газпром» пытается сохранить доходы с помощью роста тарифов и раскручивает тем самым инфляционную спираль. При этом главный акционер «Газпрома» — государство, которое, казалось бы, руками правительства пытается обуздать как увеличение тарифов для населения, так и рост инфляции.
Повышение цен на газ затрагивает не только прямых потребителей в РФ. Более трети электрогенерации производится при сжигании газа. ЦБ повышает ключевую ставку, но эта мера — единственная для обуздания цен, и она не работает, как хотелось бы.
— Правительство пытается найти тонкий баланс. Прямо сейчас происходит борьба двух лобби — у нас есть ФАС, которая не хочет допустить слишком большого роста тарифа. С другой стороны, недавно прошел газовый форум в Питере, где «Газпром» показывал презентации, пытаясь объяснить и пролоббировать, почему тариф нужно повысить еще сильнее, — говорит эксперт.
Тот же Сергей Кауфман еще год назад полагал, что рост тарифов на газ не не будет двузначным в 2025-м. Однако этому прогнозу не суждено сбыться. Вместо запланированных 8,2% тарифы вырастут на 10,3%.
— Я на тот момент предполагал, что правительство всеми силами будет пытаться не разгонять инфляцию, потому что в тот момент, прошлым летом, в августе, случился первый большой рост ставки, тогда начинались проблемы с инфляцией. На тот момент мне казалось, что тема инфляции для правительства немножко более важна.
Когда ЦБ вынужден повышать ставку до 19%, значит, там что-то где-то идет не так, и индексация цен на газ — один из кирпичиков, который привел к тому, что инфляция разогналась до тех размеров, которые всех не устраивают. Плюс у «Газпрома», несмотря на то что был рост долговой нагрузки, его финансовое положение не было критическим. Рост внутренних цен на газ настолько сильный был необязательным, — говорит эксперт.
Когда из Европы деньги лились рекой, газификацию страны монополия рассматривала как социальный проект. Прибыли от нее не было никакой, а хлопот — много. Теперь она неожиданно стала одним из краеугольных камней экономики компании, однако отношение к клиентам не поменялось.
«НИ» рассказывали год назад о злоключениях пенсионера из Подмосковья и его борьбе с Мособлгазом за свое право получить льготное подключение к сети. Газификацию проводит правительство Московской области при участии «Газпрома». Программа рассчитана на 3 года. В ее рамках монополист выделил 13 миллиардов рублей для строительства и реконструкции газопроводов и газораспределительных станций в Московской области.
У Владимира дом в черте сельского населенного пункта. Птицефабрику, которая находится здесь же, газифицировали 20 лет назад. Жители так газа и не дождались. История тянется с 2021 года.
— По плану Мособлгаза нас должны были газифицировать в 2021-м, но ничего не сделали. Договор заключили на один год, теперь каждый год продлевают. Мы ждем, сумма растет у тех, кто ничего не сделал. Нас в 2021 году собрали и жестко потребовали, обязали провести газопровод по территории участка и газифицировать дом. Это я сделал. Обошлось в районе 500 тысяч. Есть утвержденный проект подключения и проект внутренних работ. Внутренние работы были платными, я покупал дорогостоящее оборудование, все установлено. Теперь три года на него смотрю, — говорит пенсионер.
Трубы прокладывала подрядная организация. По договору Владимир заплатил 380 тысяч рублей за прокладку трубопровода по участку от его границы и за трубы. 100 тысяч стоило газовое оборудование в доме. Еще 10-15 тысяч пенсионеру придется выложить за лимит поставки. При подключении граждане обязаны заплатить за годовое потребление газа, которое им выделяется по льготной цене.
— Я проживающий в доме одинокий пенсионер, а Мособлгаз просто издевается. Три года нарушают договорные обязательства. Они начали шевелиться, когда я написал на сайт президента. Тогда они зашевелились, начали звонить, привезли мне на участок оборудование, трубы. Они привезли то, что надо проложить именно до границы участка от газораспределительной станции и подсоединить меня к ней. По самой деревне трубы нет, они меня подключат к газораспределительной станции, которая находится в поселке птицефабрики. А все остальные будут лапу сосать и ждать, — рассказывает он о плане Мособлгаза удовлетворить требования гражданина, который не захотел сидеть и ждать, как другие.
Для остальных газовщики приготовили другое предложение — заключить коммерческий контракт и заплатить 3 млн рублей за подключение. Столько стоит новенькая машина «Лада Аура», которую очень хвалил российский президент. В деревне желающих заплатить за газ цену нового автомобиля не нашлось. Топят кто электричеством, кто дровами.
— Мне сделали отдельный проект по моему дому, потому что я вышел с ними на тропу войны. Я знаю, что такие факты есть и в других деревнях, когда всю деревню не газифицируют, а пару домов подключают, — рассказал «НИ» Владимир.
Впрочем, ему самому тоже только обещают. Как-то грозились приехать на его участок всем районным Мосгоргазом. Пенсионер ждал в назначенное время, но что-то у начальников не сложилось. Газа тоже нет.
Новые газораспределительные станции и газопроводы стоят денег. Повышение тарифов напрямую не связано с новым строительством, однако, если повысить тарифы, уменьшится субсидирование старых сетей, и тогда освободившиеся деньги можно пустить на газификацию, объясняет сложную систему взаиморасчетов внутри естественных монополий директор по стратегии ФГ «Финам» Ярослав Кабаков:
— У нас же внутренние тарифы фактически субсидируются. Для того чтобы их меньше субсидировать, необходимо повысить тарифы. Это два сообщающихся сосуда. Понятно, что, повышая тарифы, вы уменьшаете нагрузку на всю систему газового монополиста. Но, с другой стороны, это так не работает. Консолидация ресурсов, чтобы построить какую-то мощность, это надо закладывать в бюджет. Консолидированный бюджет будет учитывать и повышение тарифов.
Для новых мощностей «Газпром» получает субсидии от государства или берет кредиты. Однако, если подключение стоит 2-3 млн рублей, даже самые экономные россияне не смогут оплатить эти расходы. С 2023 года «Газпром» продвигает идею дотационной модели газификации. Как рассказал гендиректор «Газпром межрегионгаза» Сергей Густов, в государственном Россельхозбанке можно получить кредит под 3-4% на покупку газового оборудования.
— Здесь разговор идет о субсидии государства на стоимость между фактической ставкой ЦБ и теми 3-4%, которые платит человек. Сейчас это реализовано в Россельхозбанке, над этой темой работает Газпромбанк, я встречался с руководством банка, мы думаем, что в ближайшее время «газовая ипотека» будет доступна и в рамках нашего отраслевого Газпромбанка, — сказал он.
Однако на сайте Россельхозбанка есть только заголовок «Кредиты на газификацию». Более или менее подходит «Кредит для жителей села с государственной поддержкой». Проценты по нему не должны превышать 7,3%. Однако заплатить коммерческую цену из этих денег невозможно. Максимальная сумма кредита — 700 тысяч рублей.
Коммерческие кредиты в Россельхозбанке выдают уже по обычным условиям — от 27% до 42% от суммы. Выгода и для банка, и для газового монополиста обоюдная. Банк получает деньги от государства, газовщики — новых клиентов. Платят, как теперь водится, граждане.
На 2026 и 2027 годы повышение тарифов на газ, по расчетам Минэкономразвития, выглядит очень умеренным — 4,3% и 4% соответственно. Но где гарантии, что история не повторится и скромные 4% вдруг не превратятся, например, в 8% или даже во все 10%?
Такого обещания дать не может никто. Европа как рынок, скорее всего, потеряна для «Газпрома», а все остальные проекты, будь то «Сила Сибири — 2» или торговля газом с Центральной Азией, либо далекая перспектива, либо не сравнимые с европейским направлением объемы.
Государство, со своей стороны, пока не сильно беспокоится по поводу инфляции, поэтому цены на газ будут расти. До европейских цен, которыми пугают население, России еще очень далеко. Впрочем, до доходов граждан этих стран — тоже.