Андрей Берец
Пхеньян сделал Сеулу последнее предупреждение, после того как в небе над северокорейской столицей появились беспилотники. В МИД КНДР заявили, что повторные пуски будут считаться объявлением войны, и привели в боевую готовность наступательные средства.
Как сообщило южнокорейское информагентство «Рёнхап», по информации Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Южной Кореи, армия КНДР взорвала на своей территории две автомобильные дороги, связывающие Север с Югом.
«Министерство обороны, Генштаб, армия на всех уровнях приступили к подготовке, чтобы отреагировать на любое развитие ситуации. В первую очередь в состояние готовности приступить к своему долгу в любой момент перейдут все наступательные средства, которые предназначены для разрушения военной структуры в Республике Корея и в окрестностях южной границы», — приводит северокорейское агентство ЦТАК заявление МИД республики.
Однако в Южной Корее отрицают причастность военных к запускам БПЛА.
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Константин Асмолов в разговоре с «Новыми Известиями» выразил мнение, что официальный Сеул действительно может быть непричастен к инциденту.
«Судя по несколько странной реакции южнокорейских властей, дроны не связаны с официальным Сеулом. Кто-то очень хочет столкнуть лбами Север и Юг, спровоцировав Север на ситуацию, когда в условиях оскорбления высшего достоинства они будут вынуждены дать силовой ответ. А там уже Юг, в свою очередь, не сможет не отреагировать», — сказал специалист.
Аналитик обратил внимание, что в Южной Корее действует немало радикальных протестантских сект. Их учения максимально далеки от заветов христианства. А один из основных тезисов сектантов заключается в том, что должна наступить священная война, в которой «силы света», читай христиане, должны будут победить «безбожный коммунизм».
«И сектанты не собираются стоять за ценой. Более того, один из таких пасторов заявил, что, даже если все население Сеула погибнет в ядерном пламени, они будут божьими агнцами, которые принесли себя в жертву ради уничтожения коммунизма», — рассказал Асмолов.
Северная Корея не хочет войны с Южной, и последние действия северян указывают, что они готовятся именно к обороне, а не к наступлению.
В апреле стали появляться сообщения, что еще с декабря прошлого года северокорейские военные минируют межкорейские дороги. Кроме того, северяне возводят оборонительные укрепления. На прошлой неделе ЦТАК передал сообщение о том, что Пхеньян с 9 октября начнет полностью перекрывать все автомобильные и железные дорог, связывающие республику с Южной Кореей. Северокорейцы назвали такие меры самообороной, «направленной на сдерживание войны и защиту безопасности республики».
«Северяне сейчас разрушают дороги, ведущие к демилитаризованной зоне, и строят там оборонительные укрепления. Если бы они собирались нападать на Юг, они, наоборот, расчищали бы себе коммуникации. Северная Корея, по сути дела, отказалась от концепции силового объединения страны», — сказал Асмолов.
«Они говорят: если Юг нападет, то мы, конечно, его захватим и оккупируем. Но в целом на Корейском полуострове есть два параллельных государства».
В представлении Юга территория Республики Корея по-прежнему охватывает полностью весь полуостров, а КНДР воспринимается не как государство, а как антигосударственная организация, которая аннексировала половину полуострова», — добавил специалист.
В понедельник Китайские вооруженные силы в ходе учений полностью окружили Тайвань. Официальный представитель Восточной зоны боевого командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК), старший полковник Ли Си заявил, что маневры направлены на то, чтобы сдержать стремление острова к сепаратизму.
По оценке британской BBC (ресурс заблокирован в России), в маневрах принимали участие 34 боевых корабля и 120 самолетов, которые окружили остров со всех сторон. В китайском руководстве не скрывают, что тренировка военных направлена на подготовку силового вторжения на остров.
Одним из событий, спровоцировавших демонстрацию военной мощи со стороны Пекина, стала речь нового президента Тайваня Лай Циндэ, которую он произнес на прошлой неделе по случаю Дня независимости острова. В ней от подчеркнул, что КНР должна признать независимость Тайваня.
Китайцам такой выпад, естественно, понравиться не мог.
Китайские военные регулярно проводят учения вокруг Тайваня. В мае проводились маневры «Объединенный меч — 2024А», до этого, осенью прошлого года, прошел «Объединенный меч — 2023».
В последние годы председатель КНР Си Цзиньпин не раз приказывал армии страны готовиться к масштабной войне. Ряд аналитиков предполагает, что китайцы проводят регулярные масштабные маневры не только для того, чтобы отработать взаимодействие соединений, но и с маскировочной целью. По этой версии, китайцы хотят сделать учения привычным делом, усыпить бдительность оппонентов и во время одних из таких маневров напасть на остров.
Однако тайваньские военные не дремлют. В апреле проводились учения, которые отрабатывали как раз такой сценарий внезапного нападения. Кроме того, Тайбэй увеличивает расходы на оборону. Военный бюджет на 2025 год вырастет на 7,7% и превысит 20 млрд долларов. Около 14% от этой суммы пойдут на приобретение новых истребителей и ракет. Остров также работает над развитием системы гражданской обороны.
Главной внешней опорой Тайбэя уже много десятилетий остается Вашингтон. Американцы не признают независимости Тайваня, однако оказывают помощь и поддержку острову. И тут ситуация, как и многие клубки региональных конфликтов, завязана на президентские выборы в США. Демократы обещают не допустить изменения статус-кво в Тайваньском проливе. А вот в предвыборной платформе республиканцев, которая была принята в июле на съезде партии, остров вообще никак не упоминается. Год назад они призывали урезать военную помощь Тайваню.