Posted 12 октября, 07:39
Published 12 октября, 07:39
Modified 12 октября, 07:41
Updated 12 октября, 07:41
Мария Соколова
Главная новинка от Илона Маска — роботакси CybeCab. Раньше компания Tesla ориентировалась в первую очередь на частных потребителей. Но несколько лет назад появился грузовой электрический тягач Tesla Semi, а теперь — автономное такси. Заодно был представлен футуристичный автобус CyberVan, но это был лишь макет. А вот на роботакси Маск проехал лично.
По дизайну получилось нечто среднее между футуристичным и очень непривычным пикапом Cybertruck (всем скептикам назло эта модель в США стала самой продаваемой машиной в ценовой категории более 100 тыс. долларов: классические немецкие Mercedes, BMW, Porsche остались позади) и обычной Tesla Model 3.
Компоновка тоже нетипичная для такси. Как правило, в США для работы в такси закупают наиболее удобные для посадки и просторные машины: кроссоверы и минивэны. Tesla CyberCab вопреки всем традициям имеет кузов купе: только 2 двери (поднимаются вверх, как у спорткаров), только 2 низко расположенных посадочных места. Зато имеет большой и удобный багажник, который отделен от салона перегородкой.
Поскольку такси беспилотное, то новая машина от Маска не имеет ни заднего стекла, ни зеркал заднего вида, ни руля, ни педалей. В салоне, помимо двух сидений, имеются только 2 подстаканника и большой экран, через который отдаются команды.
В идеальном случае, как утверждает Маск, роботакси должно встать на конвейер в 2027 году. Но это очень оптимистичная оценка. И дело вовсе не в том, что Tesla не может разработать автопилота — эта технология уже давно отрабатывается. Дело в конструкции без органов управления. Для этого потребуется серьезно изменить законодательство.
Сервисов беспилотного такси уже немало: в США и Китае десятки компаний обкатывают свои технологии. Но пока к ним очень много вопросов.
Самый главный из них — это безопасность.
В 2018 году беспилотное такси Uber сбило 49-летнюю женщину, двигавшуюся на велосипеде в темное время суток по неосвещенной дороге. Автоматика никак не отреагировала на появление человека. Судебный процесс затянулся — в 2020 году суд штата Аризона обвинял в непредумышленном убийстве сидевшую за рулем Рафаэлу Васкес, которая должна была в случае экстренной ситуации взять управление на себя. Но положившись на автоматику, она смотрела музыкальные шоу на смартфоне. После этого Uber прекратил эксперименты с роботакси.
В октябре 2023 году случился другой инцидент: на улице Сан-Франциско машина (обычная, с водителем) сбила переходившую в неположеном месте женщину. Ее отбросило на встречную полосу, где женщину переехало роботакси Cruise. Сбивший женщину водитель скрылся с места ДТП, а вот роботакси остановилось и дожидалось приезда полиции.
В июле 2024 году в Китае беспилотное такси от местного IT-гиганта Baidu сбило человека, переходившего дорогу. Машина начала двигаться, когда загорелся зеленый свет, но пешеход в это время еще не успел завершить переход. На этот раз обошлось без серьезных травм.
Также находится немало людей, которые недовольны поведением беспилотных такси. В основном все жалобы сконцентрированы в Сан-Франциско, где сейчас разрешено использование беспилотников. Власти жалуются, что роботакси Cruise трижды вызывали экстренные службы только из-за того, что пассажиры не отвечали на их запросы — люди просто заснули.
Власти также жалуются на то, что беспилотники мешают полиции и пожарным — автомобиль от Cruise наехал на шланг во время тушения пожара. Городские власти даже намеревались запретить роботакси из-за того, что они часто попадают в мелкие аварии на ровном месте и создают пробки.
На машины через сервис Waymo жалуются жители Сан-Франциско: из-за сбоя в ПО авто могут часами ездить друг за другом по корпоративной парковке, создавая шум под окнами. Ввиду проблем власти не спешат легализовать беспилотные автомобили. Считается, что человек за рулем пока безопаснее.
Как ни странно, но российское законодательство по части внедрения беспилотных такси не отстает от мирового. Соответствующие нормы действуют с 2022 года.
Конечно, где попало беспилотникам пока ездить нельзя — только в особых экспериментальных зонах. В РФ есть 2 категории беспилотников, то есть высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). ВАТС 1 обязательно должен иметь за рулем человека, который следит за дорогой и всегда готов вмешаться в процесс управления. ВАТС 2 может самостоятельно перемещаться по дорогам лишь под присмотром удаленного оператора, который может следить сразу за несколькими машинами.
ВАТС 1 можно полноценно использовать в московском районе Ясенево, в Сколково, Иннополисе и на федеральной территории Сириус вблизи Сочи. Также машины первой категории можно использовать примерно на 100 улицах Москвы без пассажиров и багажа.
И в нашей стране уже есть беспилотное такси от «Яндекса», которое ездит по этим территориям. Причем в Сколково и Иннополисе в рамках индивидуальных договоренностей машины категории ВАТС 1 ездят без человека за рулем. Но на пассажирском сидении все же сидит инженер на всякий случай. Благо, при разделе активов «Яндекса», исходный код программного обеспечения для автономного вождения и технологии остались в России.
Компания, которая выпускает беспилотные автомобили, должна понимать, что в будущем неизбежно множество судебных исков, ведь придется нести ответственность за здоровье и жизнь других людей — участников дорожного движения. Спокойной жизни у Tesla не будет.
К тому же людей обеспокоило уточнение Маска, что запуск в 2027 году — это оптимистичная оценка. Все и так знают, что у этого человека свое собственное время, и все обещанные сроки сдвигаются вправо. А тут он сам говорит, что достоверно не известно, когда проект будет запущен. И пока нет понимания того, когда же власти разрешат роботакси повсеместно.
Некоторых людей смутил формат машины: семья с детьми на двухместном купе никуда не уедет, пожилым людям и маломобильным группам населения сложно садиться в низкую машину. В итоге акции Tesla упали почти на 7% после презентации CyberCab.
Впрочем, если вспоминать каждый случай, когда люди скептически относились и изобретениям Маска, то уйдет очень много времени. Однако же Tesla Model Y в прошлом году стала самым продаваемым автомобилем в мире, фантастический Cybertruck разлетается, как горячие пирожки, ракеты Falcon 9 от SpaceX совершали революцию в сфере космонавтики и летают в среднем раз в 3 дня, а Starship скоро должен оказаться на Марсе. Кажется, Илон Маск что-то знает о будущем.