Олег Суворов
Минюст США сообщил, что гражданина России обвиняют в мошенничестве и манипулировании рынком, а также в сговоре с целью отмывания средств. Алексей Андрюнин был задержан еще 8 октября, но известно об этом стало только сейчас. В настоящее время он ожидает экстрадиции из Португалии в Соединенные Штаты.
Ведомство выяснило, что в период с 2018 по 2024 год Gotbit предоставляла услуги манипулирования рынком: проводила фиктивные сделки для накрутки объемов торговли.
Помимо Андрюнина, в деле фигурируют еще два россиянина: это Федор Кедров и Кави Джалили. Кедров был директором Gotbit по маркетингу, а Джалили — директором по продажам. Оба обвиняются в мошенничестве с использованием электронных средств и сговоре с целью манипулирования рынком.
В интервью, опубликованном в Сети в 2019 году, Андрюнин сказал, что он разработал код для незаконной торговли и искусственного завышения объема торгов криптовалютой. Его подозревают в отслеживании рыночных манипуляций Gotbit, в том числе с помощью электронных таблиц, которые сравнивали «созданный объем» в результате сделок wash с естественным «объемом рынка».
Сотрудники Gotbit, в том числе Джалили и Кедров, предположительно, рассказали потенциальным клиентам о тактике wash-трейдинга и о том, как избежать обнаружения. Джалили и Кедров также, предположительно, предоставляли эти услуги нескольким криптовалютам, включая Saitama и Robo Inu.
Дело Gotbit расследуется параллельно с делами других криптовалютных компаний. Помимо фирмы россиянина, речь идет о трех маркетмейкерах — ZM Quant, CLS Global и MyTrade. Им вместе с их сотрудниками предъявлены обвинения в незаконной торговле и сговоре с целью незаконной торговли от имени NexFundAI: чтобы вести расследование против этих компаний, ФБР специально создало собственный криптотокен NexFundAI и зарегистрировало одноименную компанию. Под ее именем ФБР заключило договор, чтобы доказать факты накрутки объемов торговли и манипулирования рынком.
Россиянин попал в криптобизнес в 18-летнем возрасте. В 2019 году, будучи второкурсником МГУ, он уже имел свою компанию — ту самую Gotbit. Она предоставляла услуги по wash-трейдингу на криптовалютных биржах.
Wash-трейдинг предполагает создание искусственного объема торгов с помощью ботов, которые совершают сделки между собой, чтобы повысить видимость актива на рынке. Это позволяет поднять токен в рейтингах и привлечь внимание инвесторов, создавая иллюзию высокого спроса на актив.
В Gotbit работали на тот момент всего двое: Андрюнин отвечал за продажи и клиентские отношения, а его партнер — за программирование ботов. За свои услуги они предлагают токен-проектам поддержку объемов на биржах. Например, листинг на небольшой бирже обходился клиентам в 8000 долларов, а поддержание фейковых объемов торгов стоит 6000 долларов в месяц.
Появление токена на CoinMarketCap стоило 15 000 долларов. Для этого проекту сначала нужно было попасть в листинг на двух небольших биржах. Андрюнин считал, что эти платформы не смогли бы существовать без фейковых объемов торгов. Одним из признаков поддельных объемов было то, что малоизвестные криптовалюты торговались на небольших биржах активнее, чем биткоин.
Андрюнин полагал, что биржи осознавали, когда боты Gotbit раздували объемы, но также были заинтересованы в демонстрации высоких показателей. Он утверждал, что биржи брали около двух биткоинов (около 20 000 долларов на тот момент) за листинг токена и не предъявляли других значимых критериев. В качестве примеров таких бирж он называл шанхайскую Hotbit и гонконгскую BitForex.
Он также отмечал, что на этих платформах Gotbit был основным источником ликвидности.
Очевидно, что компания приносила Андрюнину неплохие заработки. В YouTube до сих пор есть множество видео с россиянином, ролики назывались «Долларовый миллионер в 24 года», «Секреты манипуляции маркет-мейкера», «За два дня с нуля до 400 млн долларов» и т. п.
В США обвинение в манипулировании рынком предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 20 лет с возможностью досрочного освобождения на срок до трех лет. Также виновные должны заплатить штраф до 5 миллионов долларов или в двойном размере общей прибыли или убытка от правонарушения и конфискации.
Обвинение в мошенничестве с использованием электронных средств связи предусматривает наказание также в виде тюремного заключения сроком до 20 лет, досрочное освобождение на срок до трех лет, но штраф меньше — до 250 000 долларов США или двойной размер общей выгоды или убытков от правонарушения, реституции и конфискации.
Обвинение в сговоре с целью совершения банковского мошенничества, манипулирования рынком и/или ведения нелицензионного бизнеса по переводу денег предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет, досрочного освобождения на срок до трех лет, штрафа в размере до 250 000 долларов США, а также конфискацию имущества.
Обвинение в сговоре с целью отмывания денег предусматривает тюремное заключение сроком до 20 лет, три года условно-досрочного освобождения, штраф в размере 500 000 долларов США или удвоенную стоимость имущества, полученного преступным путем, в зависимости от того, что больше, и конфискацию.
США не в первый раз арестовывают российских криптобизнесменов, обвиняя их в различных преступлениях, таких как отмывание денег, мошенничество и манипуляции рынком. Среди подобных случаев — арест Анатолия Легкодымова, основателя биржи Bitzlato. Он был арестован в 2023 году в Майами по обвинению в незаконных операциях с криптовалютой и связях с преступными организациями.
Также стоит вспомнить об Александре Виннике, главе биржи BTC-e, который был арестован в Греции в 2017 году и экстрадирован в США по обвинению в отмывании миллиардов долларов.