Posted 9 октября, 09:13
Published 9 октября, 09:13
Modified 9 октября, 09:15
Updated 9 октября, 09:15
Мария Соколова
На днях «Лада Веста» обогатилась оборудованием, которое у нее на определенный период исчезло из-за санкций 2022 года. Самое главное, что теперь к дилерам стали поступать машины, оснащенные системой стабилизации и противобуксовочной системой, это безопасность людей!
Заодно добавили наружные зеркала с электроприводом складывания, трехступенчатый подогрев передних сидений, форсунки омывателя с подогревом, плафон подсветки в бардачке, автоматический режим передних электростеклоподъемников, подлокотник в спинке заднего дивана, систему контроля слепых зон.
Все эти навороты прибавляют к цене машины от 11 до 94 тыс. рублей. В итоге «Веста» в топе достигает отметки 2,191 млн рублей.
Так себе народный автомобиль получается с таким прайсом. Это «Лада Гранта» у АвтоВАЗа выполняет социальную функцию самого доступного автомобиля. Как недавно выяснили «НИ», доступность самых простых версий этой машины с самого момента ее появления в 2011 году колебалась незначительно. На покупку Lada Granta в базе нужно иметь 10–11 средних зарплат по стране.
Купить Vesta должно быть просто. Все-таки модель немолодая, инвестиции в производство должны были отбиться. Да и по словам руководителя пресс-службы АвтоВАЗа Сергея Ильинского, все изменения цен укладываются в пределы инфляции. Значит, покупателям не о чем переживать.
«НИ» выяснили, как менялась доступность Vesta за годы ее выпуска и стало ли легче купить этот автомобиль со временем.
В 2015 году, когда стартовали продажи «Весты», эта машина произвела фурор в России. Все-таки это была первая модель полностью на новой платформе с 1983 года, когда появилась легендарная «восьмерка». Тогда за базовую комплектацию просили смешные по нынешним меркам 514 тыс. рублей. И выбора особого не было: кузов — только седан, двигатель — только ВАЗовский 1,6 л на 106 л. с., коробка передач — только механическая. И только три стандартные комплектации на выбор.
Это потом уже появились кузов-универсал, отечественный двигатель 1,8 л, роботизированная коробка передач, двигатель Nissan и вариатор Jatco, Cross-версии. Впрочем, цены росли и без учета новых версий.
Для оценки доступности «Лады Весты» мы взяли минимальную и максимальную цену на машину в кузове седан на конец года, посчитали среднюю цену и сравнили ее со средней номинальной начисленной зарплатой за тот год.
Уже на старте продаж средняя стоимость Lada Vesta составляла 596 тыс. рублей. За эти деньги покупатели получали кондиционер, простенькую музыкальную систему, две подушки безопасности и ABS. Но продержалась эта цена недолго. Регулярное обновление ценников АвтоВАЗом и добавление новых опций уверенно подтягивало среднюю цену вверх. Уже в следующем году она составляла 632 тыс. рублей.
700-тысячный рубеж средняя цена на отечественную новинку перевалила уже в 2018 году. Тогда она достигла 722 тыс. рублей. Удивительно, но в 2019-м АвтоВАЗ почти не поднимал цены — 724 тыс. рублей в среднем. Видимо, французское руководство (тогда АвтоВАЗ еще входил в состав Renault) копило силы на будущее.
С 2020 года начался настоящий полет цен. Пандемия коронавируса сломала логистические цепочки и привела к дефициту автомобилей — люди выстраивались в очередь и готовы были отдать любые деньги. Этим, кстати, активно пользовались дилеры, продавая навязанное допоборудование с фантастической наценкой.
В 2020 году средняя «Веста» стоила 837 тыс. рублей, а в 2021-м перешагнула психологически важную отметку в 1 млн рублей и достигла 1,05 млн рублей.
Но и такое повышение цен оказалось сущим пустяком на фоне 2022 года. Рестайлинговая Vesta NG должна была выйти еще в начале 2022-го, но Renault ушла из РФ, обрубив поставки компонентов. На некоторое время поставки этой модели и вовсе встали. Первые обновленные «Весты», еще экспериментальные, увидели свет только в июле 2022 года. Средняя цена тогда подскочила на треть — до 1,314 млн рублей!
Регулярные поставки обновленной «Весты» дилерам начались только в 2023 году, и это были сильно упрощенные модификации — без подушек безопасности, ABS и системы стабилизации. Но не удешевленные. Средняя цена составила 1,655 млн рублей.
А в настоящий момент сайт АвтоВАЗа предлагает купить Lada Vesta в кузове седан по ценам от 1,604 млн до 1,937 млн рублей.
Эта модель всегда была значительно менее доступной, чем Lada Granta. В 2015 году на покупку «Весты» надо было иметь 17,5 средней зарплаты. И в первые 4 года все шло просто замечательно: рост зарплат обгонял повышение цен на автомобиль. В итоге к 2019-му доступность «Весты» значительно улучшилась — тогда можно было купить машину в нормальной комплектации за 15,3 средней зарплаты.
Но потом все пошло наперекосяк. Одна из ключевых причин — это высокая степень зависимости Lada Vesta от импортных деталей. В нее изначально была заложена высокая унификация с продукцией концерна Renault. Инженеры АвтоВАЗа сами разработали конструкцию, сами доводили настройки, но многие детали были взяты с общих полок французского автогиганта. В начале карьеры «Весты» ее локализация составляла всего лишь 47%.
Да и сейчас о полном импортозамещении говорить не приходится. Блоки ABS/ESC поставляет компания ИТЭЛМА с завода в Костроме, но там лишь проводят финальную сборку китайских аппаратов. Тормозные механизмы, включая колодки, тоже китайские. Автоматическая трансмиссия — китайская. Внедрение боковых подушек безопасности откладывается до конца года тоже из-за проблем с поставками из КНР.
В итоге в период 2020–2023 годов доступность «Весты» быстро катилась вниз. В конце прошлого года на покупку надо было иметь 22,5 средней зарплаты. То есть доступность отечественной машины со временем снизилась примерно на 28,6%. В настоящий момент ситуация не сильно лучше: требуется 21,2 средней зарплаты.
«Гранта» — действительно народный автомобиль даже с учетом того, что базовых версий в продаже не найти. А «Веста» с такой потерей доступности — это уже роскошь. А впереди — внедрение боковых подушек безопасности, подогрева заднего дивана и добавление в гамму новых цветов.
Все это приведет к очередному повышению цен, но и они на месте стоять не будут. Конкурировать с китайскими машинами становится все труднее, но на помощь пришел утильсбор, который накинул конкурентам Lada Vesta по 256 тыс. рублей с 1 октября.
И вот у АвтоВАЗа новый повод накинуть к прайсу «Весты» еще пару сотен тысяч рублей.