Олег Суворов
Грузовой корабль Ruby вышел под флагом Мальты. По данным The New York Times, это произошло еще в августе — судно выдвинулось из порта в Кандалакша Мурманской области. На борту — 20 тысяч тонн нитрата аммония, его корабль должен привезти в Африку.
Однако на пути MV Ruby село на мель. В результате оказались повреждены корпус, гребной винт и руль. Далее, с 1 по 4 сентября, корабль стоял в порту Норвегии — Тромсе. Там судно было осмотрено, а затем направлено в порт уже другой страны на ремонт.
Тогда MV Ruby вышел в сторону Литвы. Однако литовское правительство корабль не пустило — сначала оно потребовало выгрузить нитрат аммония. Капитан взял курс на Британию, но официальный Лондон побоялся, что груз взорвется. Корабль также не был допущен в порт.
В настоящее время управляющая кораблем эмиратская Serenity Shipping запросила разрешение на стоянку для выгрузки удобрений на другое судно, чтобы провести ремонт.
Это далеко не первый случай, когда судам с удобрениями из РФ не дают встать на якорь в западных портах. В 2022 и 2023 годах были случаи, когда российские корабли с таким грузом сталкивались с препятствиями при попытке захода в порты Евросоюза. В основном это происходило на фоне усиления санкционного давления и введения дополнительных ограничений на торговлю.
Например, в мае 2022 года в порту Роттердама (Нидерланды) задержали российское судно, которое перевозило удобрения. Хотя они не были включены в санкционный список, судно оказалось связано с одной из российских компаний, попавших под санкции. Это вызвало арест груза и его дальнейшую проверку, что привело к задержкам. В итоге после разбирательств груз был отпущен, поскольку удобрения не подпадали под санкции, но сам процесс вызвал затруднения в цепочке поставок.
В том же году сразу несколько российских судов с удобрениями не могли войти в порты Латвии из-за санкционных ограничений на транспортные компании и страхование судов.
В июне все того же 2022-го испанские власти задержали несколько судов, которые перевозили российские удобрения. Дело в том, что компании, осуществлявшие перевозку, имели связи с санкционными российскими банками и фирмами, что вызвало необходимость проверки и приостановки перевозок. Грузы были освобождены после того, как подтвердилось, что сами удобрения не входят в санкционный список.
В 2023 году появились сообщения о том, что некоторые европейские порты отказывали российским судам с удобрениями, после чего РФ перенаправляла часть своих поставок через турецкие порты.
Это было сделано для того, чтобы избежать задержек и возможных арестов судов в европейских водах. Турция, будучи страной, не присоединившейся к санкциям ЕС, стала транзитным узлом для российских товаров, включая удобрения.