Posted 26 сентября, 15:21
Published 26 сентября, 15:21
Modified 27 сентября, 06:17
Updated 27 сентября, 06:17
Мария Соколова
Как говорил Юрий Никулин, «по анекдотам можно написать историю, они очень точно отображают время». То, что происходит сегодня в стране и мире, выглядит не смешно, но самоирония стала для россиян способом если не психологической защиты, то по меньшей мере психологической разгрузки. Вот и на новые угрозы, вызванные возможным приближением ядерной войны, русский народ ответил новой порцией шуток.
Вчера в ходе заседания Совбеза Владимир Путин предложил расширить категории стран, в отношении которых проводится ядерное сдерживание, а заодно будет расширен перечень угроз, при которых возможно применение ядерного оружия.
Как тут не вспомнить ядерное противостояние времен холодной войны? Тогда в обществе тоже хватало напряжения: проводились учения, строились защитные бункеры, примерялись средства индивидуальной защиты. Психологическое напряжение всегда должно во что-то выливаться, и самая безобидная форма — это народное творчество. Шутки и анекдоты — с юмором легче жить. Так было и в Советском Союзе, так происходит и сейчас.
«НИ» собрали современный фольклор по теме атомной войны и фольклор времен холодной войны и выяснили, изменилось ли восприятие людей за последние 60 лет.
Один из самых известных анекдотов в СССР набрал популярность из-за того, что его рассказал в эфире телевидения Юрий Никулин.
Как это часто бывает, анекдот выражает надежду на благоприятный для родины исход не благодаря силе и технологиям, а благодаря знаменитой русской смекалке.
Высоко в небе навстречу летят две ракеты — русская и американская. На середине пути они встретились, и русская ракета спрашивает американскую:
— А ты куда летишь?
Американская отвечает:
— К вам. А ты куда?
Русская говорит:
— Если ты к нам, тогда я — к вам.
Американская ракета удивилась и отметила, что ранее никогда не видела русских «коллег». На что русская и отвечает:
— А раз мы так встретились, давай выпьем по стаканчику.
Американская согласилась, а затем и говорит:
— Знаешь, у меня какой заряд? Я там у вас как шарахну!
— Да у меня тоже дай бог, — отвечает русская.
— Ох, вот так трагедия, — замечает американская. А русская ей предлагает выпить еще по стаканчику, чтобы стало веселее.
Вдруг американская ракета помрачнела и говорит:
— Что же это получается? Когда я упаду, я ведь погибну? И ты погибнешь?
— Да, — отвечает русская.
— Так что же это за кошмар такой? — испугалась американская ракета.
А русская ей и говорит:
— Ну давай тогда выпьем еще по стаканчику за упокой наших душ.
Выпили, и американская ракета вдруг побледнела, отметив, что плохо себя чувствует. А русская не растерялась и говорит:
— Ну, не переживай. Пойдем, я тебя домой провожу.
Другие анекдоты демонстрировали привычное для советской действительности положение дел: человеческая жизнь — не самое ценное.
Если атомный взрыв произошел сзади солдата, то он должен сделать шаг вперед с левой ноги, правой рукой снять с плеча автомат, одновременно левой рукой опереться на землю и лечь, накрыв собой оружие, носки и каблуки сапог прижав к земле, чтобы не унесло взрывной волной.
Еще одна демонстрация того, что вещи были дороже:
Если атомный взрыв произошел перед солдатом, то он должен выполнить команду «Кругом» и произвести вышеперечисленные действия.
Если атомный взрыв произошел НАД солдатом, то он должен остаться на месте и держать автомат в вытянутых руках, чтобы расплавленный металл не капал на казенные сапоги.
Подобные анекдоты проявлялись в разнообразных версиях, но суть от этого не меняется.
Сержант рассказывает про ядерный взрыв:
— Если где-нибудь произойдет ядерный взрыв, то нужно лечь головой в сторону взрыва, на голову надеть каску и положить автомат под себя, вопросы есть?
— Есть, а автомат под себя зачем?
— Чтоб не расплавился.
Порой анекдоты выражали безысходность и неотвратимость самых печальных последствий в случае ядерной войны, а заодно являлись зарисовкой типичных явлений вроде бесконечных очередей.
Инструкция по поведению в случае ядерного удара: завернитесь в белую простыню и медленно ползите в сторону кладбища.
— А почему медленно?
— А чтобы очередь не создавать.
Современные анекдоты также отражают злободневные проблемы. Только теперь это не про очереди, а, например, про дорогую недвижимость.
Самая легкая смерть на свете — это нахождение в эпицентре термоядерного взрыва. Излучение сжигает тебя быстрее, чем болевые сигналы доходят до центральной нервной системы. Раз — и ты исчез. Именно потому в центре такая дорогая недвижимость.
Отдельным блоком идут анекдоты, которые ссылаются на низкий уровень жизни в России, особенно в регионах.
— Ракета с ядерной боеголовкой «Сызрань» превратит любой город США в Сызрань.
Или
— Правительство рассказало россиянам, что у них теперь есть гиперпуперзвуковая ракета, способная поразить Америку. А о том, что у россиян зарплаты и пенсии способны поразить Америку, не рассказало.
Но даже сквозь ожидание конца света мерцает надежда на лучшее:
— Почему в России так ждут конца света? Просто россияне ждут хоть каких-то изменений к лучшему.
Манера подачи информации в СМИ, новая традиция не называть вещи своими именами тоже вызывают у людей лишь смех.
После просмотра ТВ стало понятно: ядерной войны бояться не надо. Всего-то серия ядерных хлопков!
Не забыли в народе и про коррупцию. На фоне ареста четырех генералов — Вадима Шамарина, Ивана Попова, Юрия Кузнецова и Тимура Иванова — такие анекдоты звучат особенно актуально.
Средства, выделенные в России на конец света, разворовали. Мероприятие на грани срыва.
Неизменными остались лишь анекдоты, выражающие неизбежность трагического конца, к которому, впрочем, русский народ подготовлен. Ведь «мы то в рай, а они просто сдохнут».
Если вы увидите ядерный взрыв, повертитесь на 360 градусов, чтобы получилась равномерная корочка.