Posted 24 сентября, 12:39
Published 24 сентября, 12:39
Modified 24 сентября, 12:41
Updated 24 сентября, 12:41
Олег Иванков
Китайский автоконцерн BYD выпустил в серийное производство самый бюджетный электромобиль в мире. Спустя четыре месяца после запуска BYD Seagull стал самым продаваемым электрокаром в КНР. По итогам августа его продажи превысили 30 тыс. единиц, сообщает китайский автомобильный портал pcauto.com.cn.
Цена BYD Seagull начинается от 69 800 юаней. Это почти 10 тыс. долларов, или менее 1 млн рублей. Но и это не окончательная цена. Китайцы могут сэкономить до 20 тыс. юаней по программе трейд-ин, сдав свой старый автомобиль на бензине.
Таким образом, новенький электромобиль можно купить всего за 50 тыс. юаней в 2024 году. Это самая низкая цена на электрокары в мире. В рублях — всего 660 тыс. Таких предложений нет даже у Lada.
BYD Seagull презентовали на автовыставке в Шанхае в 2023 году. Это компактный городской пятидверный хетчбэк. Он работает на электронной платформе BYD 3.0. Запаса хода в зависимости от модификации хватит на 300-400 км. Автомобиль с передним приводом и двигателем мощностью 74 л. с. или 102 л. с. Разгоняется до 130 км/ч. Заряжается за час до половины заряда батареи. Полностью зарядится за 5 часов. В России электрокар можно купить за 2,2 млн рублей.
Seagull — самая дешевая электрическая модель BYD в сопоставимом ряде. Аналоги будут стоить в два раза дороже.
Сейчас машины продаются в Китае и Латинской Америке. В планах компании в следующем году выйти на рынок Европы. Для европейцев с учетом 50%-ной пошлины автомобиль будет стоить около 20 тыс. долларов. В США с учетом 100%-ной пошлины на китайские авто стоимость возрастет до 25 тыс. долларов, сообщает eet-china.com.
Но это не самый дешевый электромобиль в КНР. Есть еще двухдверные мини-электромобили. Их цена начинается от 24,9 тыс. юаней (примерно 330 тыс. рублей). Но это как ручной пылесос Dyson и его китайские аналоги за 10 тыс. рублей. Что-то уберут, но по углам мусор оставят.
Популярность электрокаров в Китае объяснима. Правительство предоставляет щедрые субсидии компаниям, производящим электромобили, и потребителям, покупающим такие машины. Кроме того, власти вкладывают огромные средства в строительство инфраструктуры. В крупных городах зарядные станции есть уже чуть ли не в каждом дворе. Это способствует развитию рынка.
Илон Маск не раз говорил о своем желании создать самый недорогой электромобиль в мире. Стоить такая машина, по его расчетам, должна до 25 тыс. долларов — ровно столько, сколько будет стоить китайский BYD Seagull в США. Для сравнения: самая бюджетная Tesla сейчас продается за 39 тыс. долларов.
Однако пока для Tesla создание такого электрокара не в приоритете. Еще в апреле Reuters со ссылкой на источники писал, что Илон Маск расстался с мечтой о создании Model 2. Причина одна — жесткая конкуренция со стороны Китая. Эту гонку Маск проиграл.
В Tesla сосредоточились на разработке беспилотного роботакси — Robotaxi. Об этом Маск заявил, когда акции его компании начали падать на фоне провала в гонке с китайцами. Акции чуть подросли, но теперь весь мир ожидает презентации новой машины.
Для проектировщиков это более сложная инженерная задача, чем выпустить дешевую Tesla. Презентацию роботакси уже не раз переносили. Сейчас она запланирована на 10 октября. Совсем скоро узнаем, состоится или нет.
Информация о дизайне роботакси Tesla в Сети скудная. Ранее в компании планировали разработать для этих машин отдельную более дешевую платформу. Однако в отчете за первый квартал говорится, что «для ускорения запуска проекта используют гибридную модель».
В недавнем видео Tesla показала, как будет выглядеть салон роботакси. Это двухместное купе с центральным дисплеем без руля и педалей.
Автомобиль спереди будет напоминать Cybertruck. Использовать его станут исключительно для такси, которое можно будет вызвать через специальное приложение Tesla, а поездка будет стоить не дороже, чем проезд в автобусе.
Американский автообозреватель Тим Левин отмечает, что создание беспилотного такси для Маска «дико амбициозный план».
«Он не проверен, зависит от агрессивного наращивания новых технологий, от неопределенного уровня поддержки потребителей и правил, которых еще даже не существует. Автопилот Маска должен будет пережить лабиринт юридических проблем. Другими словами, это, несомненно, самый большой и рискованный шаг Маска на сегодняшний день», — отмечает Левин.
Аналитик Эд Ким также не верит в успех предприятия.
«Tesla — один из немногих производителей электромобилей, который теряет объемы, а не только долю рынка», — говорит он.
Презентация роботакси в октябре еще не означает запуска его в серийное производство. Например, пикап Cybertruck Tesla презентовала в конце 2019 года, а в серийное производство его запустили только через пять лет. Tesla Roadster показали в 2017-м, но так и не запустили в серийное производство.
Сам Маск рассчитывает, что это произойдет уже к концу 2025 года. Но автообозреватели в один голос говорят: «Слишком оптимистично!»
Как отмечает Тим Левин, с запуском роботакси Маска все будет зависеть от того, как скоро Tesla решит вопрос автономного вождения и решит ли его вообще. На это могут уйти даже не годы, а десятилетия. Но самый главный вопрос даже не в этом. Кто будет отвечать за несчастные случаи с беспилотным такси? Пока ответа на него нет.