Posted 24 сентября, 02:33
Published 24 сентября, 02:33
Modified 24 сентября, 05:28
Updated 24 сентября, 05:28
Юлия Литвиненко
Основатель Telegram Павел Дуров накануне объявил о том, что мессенджер может раскрывать правоохранительным органам IP-адреса и номера телефонов тех, кто нарушает правила, в ответ на «обоснованные юридические запросы».
Он отметил, что злоумышленники использовали поиск в Telegram для продажи незаконных товаров, однако за последнее время команда модераторов сделала поиск в мессенджере намного безопаснее, а противозаконный контент больше недоступен.
Пользователей также призвали сообщать о чем-то «небезопасном» или «незаконном» через бот @SearchReport.
«Чтобы в дальнейшем удержать преступников от злоупотребления поиском Telegram, мы обновили наши условия обслуживания и политику конфиденциальности, обеспечив их единообразие по всему миру. IP-адреса и номера телефонов тех, кто нарушает наши правила, могут быть раскрыты соответствующим органам в ответ на обоснованные юридические запросы», — добавил Дуров.
По его мнению, подобные меры должны «отпугнуть преступников».
Новое заявление основателя Telegram некоторые западные СМИ охарактеризовали как «капитуляцию». Так, New York Post напоминает, что данный шаг является отходом от прежней политики Telegram, которая часто не удовлетворяла правительственные запросы на получение данных пользователей.
«Telegram собрал базу пользователей в сотни миллионов человек по всему миру благодаря своей репутации онлайн-сервиса обмена сообщениями, который обеспечивает конфиденциальность, избегает сбора данных и отказывается от сотрудничества с правительственными чиновниками», — говорится в статье.
Хотя, с другой стороны, подобная политика конфиденциальности привела к тому, что платформа стала предпочтительным каналом коммуникации для преступных организаций.
Сегодня это серьезное изменение, учитывая, что ранее политика конфиденциальности приложения гласила, что, если Telegram получит «судебный ордер, подтверждающий, что вы являетесь подозреваемым в терроризме, мы можем раскрыть ваш IP-адрес и номер телефона соответствующим органам».
Теперь же Telegram может предоставить IP-адрес и номер телефона пользователя полиции не только в случае терроризма, но и «если Telegram получит действительный приказ от соответствующих судебных органов, подтверждающий, что вы являетесь подозреваемым в деле, связанном с преступной деятельностью, нарушающей условия предоставления услуг Telegram».
Затем компания проведет юридический анализ на предмет того, стоит ли передавать информацию.
Журналисты также обратили внимание, что Telegram «без лишнего шума» удалил формулировку со своей страницы часто задаваемых вопросов (FAQ), где ранее говорилось, что компания не будет обрабатывать некоторые правительственные запросы данных.
Ранее издание Figaro писало, что, оказавшись под стражей, Дуров согласился сотрудничать — насколько позволят человеческие ресурсы платформы — с французской судебной системой и обеспечить выполнение ее требований. Он, в частности, обещал тогда удалить функцию «Люди рядом», ужесточить модерацию на своей платформе, а также снять анонимность с некоторого количества адресов.
Кроме того, после сотрудничества с французскими властями Telegram стал отвечать на запросы от властей США, Южной Кореи и Бельгии, добавляет СМИ.
Экс-пресс-секретарь Павла Дурова Георгий Лобушкин отметил, что сотрудничать с властями разных стран придется, потому что так устроен мир.
«В мире все площадки, особенно такого размера, вынуждены сотрудничать. В конце концов, если бы Павла Дурова не задержали бы в Париже, то мера воздействия на него могла бы быть очень простая — через Apple или через Google, которые могут просто удалить Telegram из стора и таким образом надавить на руководство Telegram, чтобы они пошли на сотрудничество и модерацию, если хочешь сохранить бизнес», — пояснил он.
Впрочем, считает Лобушкин, на политику безопасности Telegram вся эта история кардинально не повлияет:
«Он как был безопасен, так и останется, зашифрованные чаты как были зашифрованными, так и останутся».
Как отметил старший научный сотрудник лаборатории Citizen Lab при Университете Торонто Джон Скотт-Рейлтон, после задержания Дурова многие начали сомневаться в том, что Telegram действительно является безопасным местом для политических диссидентов.
А нынешнее изменение политики встречено с еще большей тревогой во многих сообществах, указал эксперт.
«Реклама Telegram как платформы, не поддающейся требованиям правительства, привлекала людей, которые хотели чувствовать себя в безопасности, делясь своими политическими взглядами», — отметил Скотт-Рейлтон.
По его словам, теперь многие начинают задаваться вопросом — означает ли это, что платформа начнет сотрудничать с «репрессивными» режимами? Telegram не дал четкого ответа на вопрос о том, как компания будет реагировать на требования властей таких стран, обратил внимание эксперт.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин добавил, что это не новые правила, мессенджер и ранее предоставлял подобную информацию властям тех или иных стран.
«Другое дело, что доказать надо было, что такой-то человек делает это и это. В этом плане сейчас Telegram более охотно делится информацией», — сказал эксперт, отметив, что после всех скандалов, связанных с задержанием Дурова, объем таких запросов вырос.
Французское расследование в отношении Telegram может создать прецедент того, как правительства будут относиться к технологическим платформам, обеспечивающим шифрованный обмен сообщениями.
«Дело Дурова» оживило давние дебаты об ответственности технологических компаний за противодействие незаконной деятельности на своих платформах и защите частной жизни пользователей. Нововведения в Telegram могут свидетельствовать о более широкой тенденции к подчинению правоохранительным органам, даже для платформ, построенных на обещаниях конфиденциальности, отмечают наблюдатели.
Дафна Келлер из Центра интернета и общества при Стэнфордском университете считает, что объявленных мер, скорее всего, будет недостаточно.
Эксперт усомнилась в том, что изменения в политике компании полностью удовлетворят запросы французских или европейских властей, желающих получить информацию не только об объектах расследования, но и, например, о тех, с кем они общаются и каково содержание этих сообщений.
Как пишет CNN, хотя изменения могут несколько снизить преступную активность в мессенджере, это, скорее всего, не искоренит незаконного использования приватных чатов со сквозным шифрованием. Также пока неясно, как передача некоторых пользовательских данных правоохранительным органам повлияет на текущее французское расследование.