Posted 24 сентября, 11:22
Published 24 сентября, 11:22
Modified 24 сентября, 11:34
Updated 24 сентября, 11:34
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Правительство Забайкальского края подготовило законопроект об увеличении доли регионов в налоге на добычу полезных ископаемых. По действующему закону, региону полагается 17% от поступлений, а 83% забирает Москва. Однако в Чите решили, что справедливой будет другая пропорция — 60% должно оставаться регионам, а 40% — уйти в центр.
Краевой Минфин подсчитал, что из 2,1 млрд руб. в 2023 году в Забайкалье осталось только 500 млн.
«У нас есть все аргументы в пользу повышения доли отчислений в казну края, поскольку нашей экологии наносится значительный ущерб и нам необходимо его компенсировать», — сказал вице-спикер заксобрания Сокто Мажиев.
На ближайшей сессии законопроект будет принят и уйдет в Госдуму. В Москве, судя по всему, его никто не ждет.
Забайкальский край известен тем, что на его территории добывается 29% всего российского урана и более 21% титана. В крае расположены медные рудники, которые дают четверть произведенной в РФ меди. Больше 80% мышьяка добывают тоже тут. Есть здесь и запасы висмута, сурьмы, молибдена, ванадия.
После распада СССР Краснокаменск стал «урановым сердцем» родины. Здесь с 1960-х годов действовал карьер по добыче урана-238. На границе Бурятии и Забайкальского края в начале 2000-х началась разработка другого уранового рудника с запасами, в два раза превышающими краснокаменские. Однако карьер в Забайкалье остается одним из трех главных источников урана России.
Поэтому местные власти, видя, как растет цена на уран в мире, решили воспользоваться благоприятной конъюнктурой для пополнения своей казны. Логику понять можно: если страна зарабатывает на недрах региона, то 17% кажутся несоразмерной платой за порушенную природу, которая страдает при любой добыче полезных ископаемых.
2023 год Забайкальский край окончил с легким профицитом. В чем тогда проблема, если и средняя зарплата выше 75 тыс. рублей, и народу живет тут не так много — 984 тыс. человек. Это, конечно, в три раза больше, чем в Тыве, но с Красноярским краем не сравнить ни по населению, ни по площади?
— Лучше не значит, что и завтра, и послезавтра будет лучше. Просят, потому что расходы растут. Инфляция сохраняется высокая, здесь оптимизма нет. Регионы видят, насколько увеличиваются расходы федерального центра, у них тоже растут расходы. Да, во втором квартале лучше, но они просто смотрят чуть дальше. Правильно и делают. Они тоже понимают, что экономика держится за счет увеличенных расходов. Будут снижаться расходы, все будет сжиматься, — говорит главный научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН Игорь Николаев.
Для федерального центра такие инициативы не впервой. Однако этот заход сейчас особенно не кстати.
Эксперты с большим скепсисом относятся к инициативе регионов получить бОльшую долю в налогах. Директор Центра мировых энергорынков Вячеслав Кулагин полагает, что это требование не пройдет и тому есть объективные причины:
— Ключевые добывающие регионы — это, как правило, регионы с небольшой плотностью населения, с низким объемом социальных обязательств и с хорошо профицитным бюджетом уже сейчас. Если этим регионам оставлять больше денег, то несильно они пойдут на развитие региона, потому что во многом, что нужно, там сделали.
Пенсионная система по факту есть, но пенсионеров значительно меньше, чем в других регионах, говорит эксперт. Дети часто живут в других регионах из-за вахтового метода. Проблемы нерабочего класса практически нет. Кстати, количество детских садов на человека — рекорды по России.
— Я как-то смотрел, на такое количество проживающих в Москве один детсад, а там — 20. Это даже справедливо, что из регионов «с золотой жилой» больше поступает в федеральный бюджет, а потом распределяется, — констатирует Вячеслав Кулагин.
Как говорит Игорь Николаев, НДПИ — основной поставщик денежных средств в федеральный бюджет. Как сообщали «НИ», налог на добычу полезных ископаемых дает 43% поступлений. Основные деньги идут от продажи нефти и газа. Но в новом заходе о справедливом распределении есть элемент нестабильности, чего как огня боялись, а теперь и вовсе не выносят российские власти.
— У нас межбюджетные отношения строились на том, что федеральный центр прежде всего, аккумулировал средства у себя, а потом уже в виде дотаций, трансфертов перераспределял средства. По мнению федерального центра, может быть, не афишируемому, так поддерживается управляемость.
Есть еще более существенная причина, почему региональные власти Забайкалья потренируются в федерализме, но останутся ни с чем. Российский бюджет продолжает оставаться дефицитным. Так было два прошедших года, так останется и в 2025-м. Причина для этого одна — страна ведет военные действия на Украине и повышает долю расходов на них каждый год.
Бюджет будущего года отличается от текущего только тем, что расходов по секретным статьям стало больше. Ассигнования достигнут 13,2 трлн руб., превысив те же статьи расходов 2024 года на четверть. В такой ситуации регионам о повышении доходов за счет добываемых на их территориях полезных ископаемых остается только мечтать.
— В нынешних условиях, когда бюджет остается дефицитным и понятно, что расходы должны быть большими, недаром пошли на повышение налогов, прекрасно понимая, что с точки зрения стимулирования ничего хорошего в этом нет. Это свидетельствует о том, что надо думать, где брать доходы, а НДПИ — основной источник. Федеральный центр будет против, — уверен Игорь Николаев.
На самом деле добывающих регионов в стране немного. Помимо НДПИ, здесь собирают больше других налогов. Компании платят более высокие зарплаты своим сотрудникам, соответственно, сбор НДФЛ тоже увеличивается. Кроме того, субъекты Федерации до последнего времени практически полностью получали налог на прибыль.
Он-то, по данным за первое полугодие 2024 года, и сократился на треть. В экспортных регионах ситуация непростая, писали «НИ». В Кемеровской области из-за падения цен на уголь и сократившейся отгрузки налог на прибыль рухнул на 66%. На Ямале недосчитались трети, в нефтеносной Башкирии — 30%, в Нижегородской области и Тюмени собрали на четверть меньше. Такая же ситуация в Якутии, Красноярском крае, ХМАО. Здесь налог на прибыль сократился на 22%.
Это заставляет региональное начальство действовать. Как говорит Вячеслав Кулагин, местные власти начинают действовать в опережающем порядке. Не рассчитывая на согласие Минфина оставлять им больше денег, они получают больше по трансфертам:
— Иногда регионы поднимают вопрос, заранее понимая, что вряд ли получат положительный ответ, но для того, чтобы обратить внимание центра, что не все хорошо, что надо получить побольше денег. Не то, что больше оставят, а больше дадут. Наблюдал это, когда НДД вводили.
Как бы ни старались забайкальские политики, дополнительных денег от природных ископаемых им не видать не только в 2025 году, но и в будущем. Но и в политическом плане им ничего не грозит. Выборы главы региона прошли, до следующих далеко. А KPI, по которым оценивают работу губернаторов, как считают эксперты, во времена СВО совсем другие, не направленные на социальные расходы.
По мнению собеседников «НИ», главный критерий оценки работы региональной власти — сколько человек заключили контракты с Минобороны. По выплатам контрактникам Чита далека от лидеров. Здесь за подписание платят 400 тыс. руб., в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга и даже Карачаево-Черкесии, где региональные власти выделяют на каждого в 4,5 раза больше.
Видимо, над этим и посоветуют работать забайкальцам товарищи из центра.