Posted 20 сентября, 08:39

Published 20 сентября, 08:39

Modified 20 сентября, 08:55

Updated 20 сентября, 08:55

Самые опасные дороги России и мира: поездки над пропастью

20 сентября 2024, 08:39
Сюжет
Авария
ДТП случаются даже на идеальных трассах, но есть в мире дороги, где аварии — не исключение, а печальная закономерность. Одно неверное движение руля, малейшая ошибка — и трагедии уже не избежать. «НИ» собрали топ-10 самых опасных дорог мира. Сможет ли ответить Россия?

Александр Куманев

Для многих автомобилистов плохая дорога — дорожное полотно с ямами, высокая загруженность и пробки, проблемы регулировки движения и, конечно же, нарушения ПДД со стороны других водителей. Порой кажется, что это настоящее испытание, но все познается в сравнении.

Желающие пощекотать нервы отправляются за сотни и тысячи километров, чтобы совершить что-то безумное и почувствовать прилив адреналина. А для кого-то ежедневная поездка в соседний населенный пункт становится опасной игрой, ставкой в которой является жизнь. Существуют такие дороги, проехать по которым могут только самые отважные и хладнокровные (или безрассудные) водители.

Кейлонг — Киштвар (Индия)

235 километров однополосной грунтовки, вьющейся по коварным горным перевалам. Отвесные склоны без ограждений, угроза оползней и непредсказуемая погода — вот реалии этой дороги. После снегопада проехать по ней невозможно.

Дорога поднимается с 1410 до 3005 м. Местами проехать можно только на мощных полноприводных внедорожниках с высоким клиренсом. Двигаться возможно только по центру — края в любой момент могут обрушиться, а со склона — слетать крупные камни. Дополняют картину крутые повороты, множество слепых зон и полное отсутствие ограждений над обрывами.

Ибарская магистраль (Сербия)

Дорога только на первый взгляд кажется самой обычной, но в народе ее называют «Черным шоссе». Ибарская магистраль протяженностью почти 300 км является одной из самых опасных и загруженных в Европе. Длинные прямые участки нередко усыпляют бдительность водителей, а за ними следуют крутые повороты. На большинстве участков предусмотрено однополосное движение в двух направлениях.

С наступлением сумерек аварийность на дороге растет. Этому способствует лихачество и вождение в нетрезвом виде. Ежегодно здесь происходят сотни ДТП: с 2017 по 2019 год на Ибарской магистрали случилось 1736 аварий, пострадали 1619 человек, погибли 86.

Трансфэгэрашское шоссе (Румыния)

Протяженность шоссе составляет 90 км. Оно считается одной из самых живописных дорог Европы, но в то же время и одной из самых сложных. Здесь можно насчитать 80 крутых поворотов, 5 тоннелей, более 500 небольших мостов. Водителям придется столкнуться с резкими спусками и S-образными поворотами. Есть и участки над обрывами без ограждений.

Средняя скорость движения по шоссе составляет 40 км/ч. Дорога проходит на высоте до 2042 м, а в народе ее прозвали «Безумием Чаушеску». К слову, на ней можно встретить и большие отары овец, которые едва ли порадуют путешественников. С осени и до начала лета проезд по шоссе обычно закрыт.

Скипперс Каньон (Новая Зеландия)

Узкий серпантин, вырубленный в скалах золотодобытчиками, проходит по самому краю ущелья. Скользкое после дождя и осыпающееся в сухую погоду покрытие, отвесные обрывы и бесчисленные повороты делают эту дорогу настоящим кошмаром для водителей. Никакого асфальта и ограждений — полный экстрим. Наградой же станет не только порция адреналина, но и роскошные пейзажи.

Несмотря на опасность, дорога популярна среди путешественников, а поездка по ней для многих туристов становится одной из главных целей. Прокатиться здесь можно только на серьезном внедорожнике.

Чтобы понять, насколько опасен маршрут, достаточно знать, что это одна из двух дорог Новой Зеландии, где не действует страховка на арендованные автомобили.

Шоссе Джеймса Далтона (Аляска, США)

Дорога соединяет Фэрбанкс с поселком Дэдхорс за Полярным кругом. Лишь треть трассы имеет асфальтовое покрытие, остальное — гравий и камни. Снег, лед, дикие звери и полное отсутствие цивилизации на многие километры вокруг делают путешествие по этой дороге экстремальным приключением. К слову, протяженность шоссе составляет 666 километров.

На всей протяженности шоссе работают всего три заправки, встречаются три города с суммарным населением 60 человек. Есть крутые уклоны, огромные выбоины, максимальная высота дороги составляет 1444 м.

Свои коррективы вносит арктический климат с сильным ветром: снегопад за считаные часы сделает дорогу непроходимой. Местами видимость падает до нуля — транспорт встречается крайне редко, но в большинстве случаев речь идет о тягачах, которые поднимают столбы пыли на гравийной дороге.

Шоссе Джеймса Далтона считается самой одинокой дорогой на планете — можно проехать десятки километров, не встретив ни души. Оно также входит в пятерку самых смертоносных в США.

Перевал Зоджи-Ла (Индия)

Эта высокогорная дорога, связывающая Ладакх и Кашмирскую долину, большую часть года она покрыта снегом и льдом. Узкая, без ограждений, дорога проходит по самому краю пропасти, испытывая на прочность нервы автомобилистов. Высота над уровнем моря — 3528 метров.

Сам перевал признан одним из самых опасных в регионе. Его протяженность составляет 193 километра, а основная часть поездки проходит по грунтовке. Маневрировать на узкой дороге крайне проблематично, а уклоны ухудшают ситуацию, но местным водителям каким-то чудом удается разъехаться.

Легкой такую поездку точно не назовешь, а каждый метр станет испытанием для водителя. При этом через перевал проходит «линия жизни», связывающая Ладакх с остальным миром.

Дорога Фейри-Медоуз (Пакистан)

Коварная грунтовая дорога, вьющаяся по склонам гор на высоте более 3000 метров, не прощает ошибок. Отсутствие ограждений и узкая проезжая часть, на которой с трудом разъезжаются два автомобиля, делают ее смертельно опасной. Неудивительно, что проезд по ней разрешен только местным жителям, отмечает Science Focus.

Протяженность Фейри-Медоуз составляет всего 16 километров, но в 2013 году в рейтинге самых опасных дорог, по версии ВОЗ, она заняла вторую строчку. Крепкие нервы, железное самообладание и умение быстро принимать решения в кризисных ситуациях — обязательные требования к водителю, который отважится на поездку.

Несмотря на опасность и узкую проезжую часть, дорога является оживленной. Ее основная часть — подъем. Этот участок прозвали «дорогой смерти» — одно лишнее движение или минимальная ошибка могут привести к падению автомобиля с обрыва.

Дорога Юнгас — Дорога смерти (Боливия)

Самая известная и самая опасная дорога в мире — этот статус она сохраняет за собой не первое десятилетие. Ее протяженность составляет 66 километров. Ежегодно здесь гибли 200-300 человек, пока власти не построили более безопасное шоссе поблизости. Альтернативой пользуются далеко не все водители.

Дорога Юнгас известна как Дорога смерти или Дорога судьбы, а также имеет еще несколько названий. Страшно представить, что чуть более 10 лет назад по ней ездили автобусы с пассажирами, некоторые из которых падали с обрывов высотой 1-2 километра.

Дорога поднимается по покрытым джунглями горам на высоту до 3151 метр, петляя и поворачивая каждые несколько метров. Обрывы переходят в глубокие каньоны, от взгляда на которые начинает кружиться голова.

Видимость осложняют джунгли, сильная влажность, пыль, водопады и множество слепых зон. Обильные осадки делают дорогу скользкой, нередки и оползни. Ширины некоторых участков едва хватает для проезда автомобиля. Примечательно, что местные водители обожают лихачить и готовы обогнать впереди идущую машину даже по самому краю обрыва.

У многих местных жителей, вынужденных ездить по Дороге смерти, есть свой обряд: молиться перед каждой поездкой. Примечательно, что опасность привлекает сюда туристов со всего мира.

Сычуань-Тибетское шоссе (Китай)

Одна из самых высокогорных дорог в мире, Сычуань-Тибетское шоссе, преподносит водителям множество сюрпризов. Лавины, оползни, однополосные участки на большой высоте — преодолеть этот путь дано не каждому.

Шоссе проходит через 14 гор, высота которых составляет 4000-5000 метров. На пути также встретятся перевалы, известные реки, леса и многочисленные опасные участки. Кружить голову будет не только высота, но и нехватка кислорода. Увидеть на обочине разбитые автомобили — привычное дело.

Дорога простирается на 2142 километра. На пути путешественники смогут наблюдать изменчивый пейзаж, словно проходя сквозь сезоны: от теплой мягкой весны до холодной снежной зимы. Как отмечает портал Dangerous roads, поездка по шоссе может занять около 15 дней.

Сычуань-Тибетское шоссе — место, где красота природы граничит с опасностью.

Байбурт D915 (Турция)

Байбурт D915, считающаяся одной из самых страшных и сложных дорог в мире, славится головокружительными поворотами, проходящими по краям горных ущелий. Неустойчивое покрытие, плохая погода и множество других опасностей превращают поездку по ней в настоящий подвиг.

Среди прочих опасностей на пути встречаются лавины, туман, дождь, размытие дороги, падение камней. Есть и спуски по спирали между скалами, где в условиях непогоды легко потерять управление.

Протяженность D915 составляет 106 км. Она популярна у местных жителей, поэтому к опасностям дороги относится и оживленное движение. Трасса проходит через несколько горных перевалов на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Из-за непогоды и снега проезд может быть перекрыт.

Другие опасные дороги мира

Практически в каждой стране есть свои «дороги смерти» и аварийные шоссе. Некоторые из них малоизвестны, другие популярны у туристов, в то время как местные жители проезжают по ним из необходимости.

Например, дорога через долину Халтаро в Пакистане, которую называют дорогой в ад. От кадров поездки кровь стынет в жилах.

Или Австрийская дорога (Старая австрийская дорога, «Староавстрийка») в Казахстане.

Ценителям красоты природы и экстрима понравится внедорожный маршрут в Колорадо через перевал инженера (Engineer Pass). Путешественников привлекают захватывающие панорамы, города-призраки, водопады, заброшенные шахты и дикая природа. При этом сама поездка подразумевает хорошую подготовку и наличие опыта у водителя.

Есть и дороги, которые пролегают ниже уровня моря. Например, трасса 622 в Исландии.

Чем ответит Россия?

Каждый житель страны сталкивался со знаменитым российским бездорожьем. Горы и извилистый ландшафт, климат и дикая природа, удаленность от населенных пунктов — благодаря этим и многим другим факторам практически в каждом регионе РФ есть свои опасные дороги.

Согласно статистике российской Госавтоинспекции, в 2023 году произошло 132 466 ДТП, в которых погибли 14 504 и пострадали 166 500 человек. Только в августе 2024-го на дорогах страны погибли почти 1500 человек.

М-5 «Урал»

Смертельно опасной может быть трасса федерального значения, и М-5 «Урал» — яркое тому подтверждение. Только в августе 2024 года на участках магистрали погибли более 200 человек. В этом контексте статистика боливийской Дороги смерти выглядит совершенно иначе.

Общая протяженность автомагистрали М-5 от Москвы до Екатеринбурга составляет 2068 км, а вместе со всеми подъездами к ней — более 3000 км. На многих участках ее состояние не соответствует стандартам. При высокой загруженности трасса местами до сих пор остается двухполосной. Власти проводят поэтапные ремонты и расширения участков, а на время работ это создает серьезные трудности для водителей. Зимой свои корректировки вносит суровый климат.

Самым сложным участком считается 170 км по Челябинской области, чему способствует горная местность с перепадами высот, двухполосная дорога, высокая загруженность с большим количеством фур.

Федеральная трасса Р-504 «Колыма» Якутск — Магадан

Р-504 в свое время удавалось пробиться даже на верхние строчки мировых рейтингов опасных дорог. Сейчас на ней появилось больше «цивилизации», но она все еще остается опасной. С ней связаны легенды, а в народе ее прозвали «Дорогой на костях». Согласно статистике ГАИ, за четыре последних месяца прошлого года на трассе Р-504 погибли 100 человек.

Колымский тракт простирается на 2032 км. Дорога проходит через болота, леса, горные хребты, в том числе Оймяконское нагорье, известное как «полюс холода» (температура опускалась ниже -60 °C). По разным версиям, при строительстве дороги погибли до 500 тыс. человек.

Согласно постановлению правительства, автодорогу планируют довести до нормативного состояния до конца 2028 года.

«Приведение в порядок трассы „Колыма“, обеспечение стабильного автомобильного сообщения увеличит грузопоток, создаст альтернативу морским перевозкам, повлияет на стоимость завозимых продуктов и промышленных товаров», — отметил губернатор Магаданской области Сергей Носов.

Как сообщает ТАСС, ссылаясь на слова главы региона, сейчас федеральная трасса местами имеет грунтовое покрытие, на некоторых участках отсутствуют ограждения, что в сочетании со сложным рельефом усиливает аварийность. Он добавил, что по нормативам Р-504 «Колыма» соответствует проселочной дороге, а не федеральной трассе.

 

Дороги Крыма

Одной из самых известных дорог полуострова считается подъем на Ай-Петри. С высоты открывается роскошная панорама на Черное море. Летом в хорошую погоду дорога может показаться извилистой, но не очень сложной. А вот в непогоду и с приходом зимы ситуация существенно меняется — поездка по серпантину превращается в экстремальное путешествие.

В зависимости от сезона па пути к вершине или при спуске водителей ждут туман, гололед, снегопады и сходы лавин. С наступлением холодов власти перекрывают некоторые заезды, чтобы помешать туристам осуществить задуманное, но целеустремленных путешественников остановить невозможно. Спасателям же приходится периодически эвакуировать экстремалов, переоценивших свои силы и навыки.

На большей части дороги присутствуют естественные ограждения в виде деревьев, валунов и бугров. Ближе к вершине появятся и ямы.

Дороги Краснодарского края

Пересеченная местность региона с резкими подъемами и спусками, скалистыми образованиями и ущельями — все это предпосылки появления всевозможных опасностей на дорогах региона. Сложных участков в крае предостаточно, но есть и особые места, такие как старая дорога в Красную Поляну через ущелье Ацху.

До 2005 года поездка на популярный курорт не выглядела безопасным занятием, а автобусы, ездившие по этому маршруту, не просто так оснащали защитой на крыше. Участок, идущий через ущелье, имеет протяженность около 3 км, а в народе его прозвали «Господи, пронеси!».

Дорогу проложили в конце XIX века. Ее буквально прорубили в скалах. Опасный маршрут был активным более века. Обратной стороной медали являются живописные пейзажи. Сейчас здесь невозможно проехать на автомобиле, но туристы приходят сюда пешком, приезжают на велосипедах и мотоциклах. Все это ради красоты природы и фотосессии.

Дорога через ущелье очень узкая — двум автомобилям на ней не разминуться. Путешественники должны быть готовы к камнепаду — об опасности для жизни предупреждает табличка в начале пути. Без каски сюда лучше не приходить, хотя даже в таком случае отдыхающие подвергают жизнь риску. На дороге встречаются провалы и виадуки. Здесь можно увидеть памятники и икону, а также гуляющих туристов.

Перечислять опасные трассы на просторах необъятной России можно долго, ведь каждый регион имеет свои опасные участки. Угрозу представляют не только узкие дороги над обрывами. Опасными могут стать загруженные автомагистрали с высокой интенсивностью движения. Помимо внешних факторов, таких как рельеф местности и климат, причиной ДТП нередко становятся нарушения ПДД, что наглядно демонстрирует статистика смертельных аварий.

Пристегивайте ремни, соблюдайте скоростной режим и не выполняйте рисковых маневров, особенно если едете по одной из перечисленных дорог.

Подпишитесь