Posted 19 сентября, 07:46
Published 19 сентября, 07:46
Modified 19 сентября, 07:48
Updated 19 сентября, 07:48
Игорь Злобин
Новое исследование показало, что продукты и напитки, богатые флавоноидами, могут снизить риск развития деменции почти втрое — на 28%, сообщает британское издание The Guardian со ссылкой на публикацию научного журнала JAMA Network Open.
Болезнь Альцгеймера, которая приводит к деменции, считается одной из самых быстро распространяющихся в мире. Это дегенеративное заболевание головного мозга, которое приводит к развитию необратимых когнитивных нарушений.
Возникает она по преимуществу у людей пожилого и старческого возраста. Деменция поражает почти 5% лиц старше 65 лет и 30-40% — старше 85 лет. Женщины страдают деменцией чаще мужчин.
Широкое распространение этого заболевания в современном мире связано, как и многое другое, с ростом продолжительности жизни, а следовательно, со старением населения Земли. Правда, эксперты отмечают, что эта болезнь не только быстро распространяется, она еще и «молодеет»: уже 5% пациентов находятся в активном трудоспособном возрасте — 40-50 лет.
Если сегодня деменцией в мире, по данным ВОЗ, страдают около 55 млн человек, то к 2050 году их число практически утроится, достигнув 153 млн человек. То есть почти каждый 60-й житель планеты. Это означает стремительно растущую угрозу для социальной защиты населения и систем здравоохранения каждой отдельно взятой страны.
Главным факторами риска ученые считают возраст и генетику, но при этом они уверены, что около половины случаев заболевания можно либо отсрочить, либо предотвратить. У медиков появляется все новые доказательства того, что в риске развития этого заболевания немалую роль играет диета.
В частности, включение в ежедневный рацион большего количества продуктов и напитков, содержащих флавоноиды, весьма благотворно скажется не только на физическом, но и на психическом здоровье, затормозив или даже прекратив развитие болезни Альцгеймера.
Известно, что флавоноиды — это группа природных фитохимических соединений, содержащихся в растениях. В высокой концентрации они находятся в некоторых цитрусовых (апельсинах и грейпфрутах), перце, сельдерее, яблоках, грушах, чернике и клубнике, а также в чае и красном вине (которым, разумеется, не следует злоупотреблять).
Флавоноиды обладают такими полезными для здоровья свойствами, как антиоксидантные, противовоспалительные и противораковые. Они также сокращают риск хронических сердечно-сосудистых заболеваний и улучшают когнитивные функции. Исследование британских ученых показало, что увеличение потребления богатых ими продуктов и напитков поможет снизить риск развития деменции более чем на четверть.
Руководитель исследования профессор Аедин Кэссиди поясняет:
«Число заболеваний деменцией продолжает быстро расти по всему миру. В нашем популяционном когортном исследовании мы проанализировали данные о питании более 120 тысяч взрослых в возрасте от 40 до 70 лет.
Наши результаты показывают, что употребление нескольких дополнительных порций богатых флавоноидами продуктов в день, в частности ягод, чая и красного вина, связано с 28%-м снижением риска развития деменции. Результаты были наиболее заметны у лиц с высоким генетическим риском, а также у лиц с симптомами депрессии».
Понятно, что словосочетание «несколько дополнительных порций» может отпугнуть многих, поскольку купить клубнику зимой далеко не всем по карману, но для таких случаев и существуют пищевые добавки — БАДы, которые содержат те же флавоноиды, только за меньшие деньги.
В конце августа этого года ведущий медицинский журнал Lancet опубликовал список из 14 факторов риска, которые преследуют человека с детства и на протяжении всей жизни. Если избежать их, то предотвратить или отсрочить деменцию, по мнению ученых, можно почти в половине случаев (45%).
В этот отчет включены и два новых фактора риска, которые провоцируют 9% случаев деменции. Примерно 7% из них связаны с высоким уровнем липопротеинов низкой плотности, или так называемого плохого» холестерина, который появляется в среднем возрасте начиная примерно с 40 лет. Другие 2% связаны с потерей зрения в более позднем возрасте.
Эти два фактора дополняют 12 других, выявленных учеными еще в 2020 году. Все вместе они отвечают за 36% случаев возникновения деменции.
К ним эксперты относят: низкий уровень образования, нарушение слуха, высокое кровяное давление, курение, ожирение, депрессию, отсутствие физической активности, диабет, чрезмерное употребление алкоголя, черепно-мозговую травму, загрязнение воздуха и социальную изоляцию.
Результаты другого исследования, опубликованные в журнале Jama Ophthalmology, выявили вклад в развитие деменции ухудшение зрения в пожилом возрасте. Этот фактор оказался весьма существенным: примерно одного из пяти случаев деменции у пожилых людей можно было бы избежать, предотвратив или вылечив проблемы со зрением.
Оказалось, что около 5% причин деменции можно отнести к близорукости, порядка 10% — к дальнозоркости и примерно 15% — к проблемам с контрастной чувствительностью — способностью различать оттенки и цвета.
Ученые заявили, что 19% случаев деменции можно объяснить как минимум одной такой проблемой, причем этот показатель выше среди людей в возрасте от 71 до 79 лет и у женщин.
«Важно отметить, что более 90% нарушений зрения можно предотвратить или исправить», — заявили они.
Еще одно исследование показало, что риск развития деменции повышается при низком уровне психологического благополучия.
Международная группа ученых опубликовала в журнале Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry результаты своей работы, в ходе которой выяснилось, что у людей, страдающих легким когнитивным расстройством (ЛКР), наблюдалось более быстрое снижение психологического благополучия по сравнению с людьми, которые были «когнитивно сохранны».
ЛКР часто предшествует деменции и связано с отсутствием жизненной цели и возможностей для роста. Исследователи отслеживали 910 человек в течение 14 лет, чтобы оценить степень развития у них легкого когнитивного расстройства или деменция.
Ежегодно эксперты оценивали психологическое благополучие участников эксперимента, собирая данные об их понимании смысла жизни, о позитивных отношениях с другими людьми, личностном росте, самоощущении и степени самостоятельности.
Специалисты обнаружили, что за два года до постановки диагноза ЛКР у таких пациентов были более низкие показатели благополучия. За три года до постановки диагноза у них не было цели в жизни, а за шесть лет отмечались более низкие уровни личностного роста.
Всего в ходе эксперимента у 29% пациентов был диагностирован ЛКР, а у трети участников (34%) этой группы — деменция.
К сожалению, в РФ деменция представляет собой огромную проблему, решить которую государство пока не в состоянии. По официальным данным за 2023 год, болезнь Альцгеймера в нашей стране зафиксирована у нескольких десятков человек, но сами врачи уверены, что деменцией страдают в сотни раз больше — 1,5-2 млн россиян.
Известный российский невролог Анна Боголепова прогнозирует, что уже через 10 лет эта цифра возрастет до 3 млн человек. Такими темпами к 2050 году больных деменцией в РФ может стать и 5 млн человек!
Главная проблема заключается в том, что российские врачи плохо знают это заболевание, а потому не умеют правильно его диагностировать. Чаще всего они выявляют деменцию на последней стадии, когда предпринимать что-то уже бесполезно. Геронтолог Светлана Гаврилова так объясняет причины плохого качества диагностики этого заболевания:
«Болезнь Альцгеймера приводит к деменции, а это состояние человека, при котором он оказывается недееспособным. По закону о психиатрической помощи лечение деменции — прерогатива психиатров. То есть невролог должен направлять пациента к психиатру, чтобы подтвердить наличие такого заболевания. Никто не хочет с этим связываться, поэтому проще поставить диагноз сосудистой патологии».
Директор клиники нервных болезней, профессор Владимир Парфенов подтверждает это мнение:
«По нашим данным, значительная часть пациентов пожилого возраста, наблюдающихся в поликлинике с диагнозом хронического цереброваскулярного заболевания, страдают болезнью Альцгеймера».
О печальных последствиях такого отношения к больным деменцией россиянам говорит заслуженный врач РФ Владимир Круглый:
«Одна из проблем — учет таких пациентов. Никто не знает, сколько их на самом деле. Невозможно планировать помощь, лекарственное обеспечение и уход, социальную различную помощь, потому что таких больных как бы нет, а они на самом деле существуют».