Posted 18 сентября, 10:46
Published 18 сентября, 10:46
Modified 18 сентября, 10:48
Updated 18 сентября, 10:48
Алина Шувалова
Учебный год в российских школах едва стартовал, а на родителей, школьников и учителей уже обрушилась масса проблем, связанная с доступом к оценкам и домашним заданиям.
Из Красноярского края, Башкортостана, а также из Оренбургской, Свердловской, Владимирской и других областей поступают жалобы родителей на сложности с организацией учебного процесса. Причина недовольства — массовый паралич в работе электронных журналов.
«У нас с первых дней сентября не работало ничего. Наверное, только дня 3 назад все починили, ближе к прошедшим выходным», — приводит издание 56orb.ru жалобы мамы двух школьников Надежды.
По признанию родительницы, все домашние задания на период сбоя в работе электронных дневников родителям и их детям пришлось дублировать в отечественном мессенджере «Сферум».
Еще весной 2023 года во многие школы пришла команда в срок до 1 апреля удалить родительские чаты и обеспечить регистрацию родителей и детей в «Сферум», ФГИС «Моя школа» или на «Госуслугах».
Пользователям пояснили, что это связано с запретом иностранных мессенджеров и новыми требованиями к хранению персональной информации. Однако наладить работу новой импортозамещенной системы с первого раза не удалось.
«Это не первый случай, когда электронные дневники становятся недоступными. В прошлом году очень часто „ломался“ ЭЖ», — рассказала журналистам недовольная пользовательница российской платформы из Оренбурга.
Родители пишут, что для защиты от таких ситуаций обычные дневники в школах должны сохраниться — как минимум для домашних заданий. Они убеждены, что в таком случае, если произойдет очередной технический сбой, дети «хотя бы будут знать, что им учить».
«Это самое ужасное приложение, которое может быть. Был „Дневник.ру“ — не устроил, видимо, что не через „Госуслуги“, зато каждый день и расписание уроков, и оценки, и д/з были актуальны на момент просмотра. В любое время суток. Второй год как перешли добровольно-принудительно на электронный дневник на платформе „Госуслуг“ — дно полнейшее», — пожаловалась в соцсетях жительница Свердловской области Марина.
Родители недовольны тем, что из-за сбоя системы они несколько дней не могли войти в личные кабинеты и проверить оценки своих детей. Из-за этого начало учебного года для многих семей стало «настоящим мучением».
Многие пользователи электронных дневников раздосадованы и тем, что если в журнал каким-то чудом удается зайти, то пользы от прохождения этого «квеста» мало: внутри дневников — пустота. Многие школьные задания появляются с серьезным опозданием.
Учителя признают, что зайти в систему не могут не только дети и их родители, но и сами педагоги, в задачу которых входит регулярная публикация заданий для учеников. Платформа не пускает никого. А из-за того, что распоряжений учителя порой приходится ждать до вечера, между семьями и школой возникают конфликты.
Многие родители недоумевают, почему они, бросив свои ежедневные дела и заботы, должны дежурить часами у пустого экрана, а потом, нарушая режим дня, до ночи делать с детьми запоздалые уроки.
И учителя, и родители убеждены: полностью отказываться от бумажных дневников в России рано. Пока система несовершенна, школам следует сохранять альтернативный вариант для записи домашних заданий и контроля успеваемости.
Родителей не устраивает и то, что они полностью зависят от качества Интернета, а без него вход в систему невозможен. В работе Сети все чаще случаются перебои, но «аналоговая альтернатива» отсутствует.
Теперь же для контроля успеваемости чад родителям уже нельзя открыть бумажный дневник — его просто нет. Вместо простых, привычных и понятных действий приходится совершать множество лишних манипуляций в Сети, каждый раз вводя пароли от своих учетных записей на «Госуслугах».
«Это лишняя головная боль. Было бы приложение, как в московских школах, было бы удобнее», — посетовала мама второклассника из Кувандыка Александра.
Во Владимирской области в начале учебного года проблема с электронными школьными сервисами зашла еще дальше. Из-за сбоя платформы «Электронная школа» родители потеряли не только доступ к данным об успеваемости детей, но и не смогли своевременно оплатить горячее питание учеников.
В ситуацию пришлось вмешаться властям. Как прокомментировала произошедшее министр образования и молодежной политики Владимирской области Светлана Болтунова, в сбое виноваты два фактора: технический и человеческий.
Глава регионального Минобра рассказала, что в начале сентября в связи с массовым входом пользователей возникли конфликты АИС «Электронная школа» и антивирусной программы Касперского. Это привело к возникновению нештатной ситуации.
«Мы пересмотрели регламент взаимодействия с компаниями — разработчиками программного обеспечения. В настоящее время решается вопрос усиления штата центра цифровой трансформации для обеспечения информационной методической поддержки пользователей», — приводит слова чиновницы издание «Шестой канал».
По признанию Светланы Болтуновой, сейчас техническую часть вопроса решить удалось. Но остался «человеческий фактор».
Министр пояснила, что после того, как с 1 июля 2024 года были озвучены параметры авторизации, не все родители смогли правильно войти в систему.
Если раньше можно было открыть дневник с помощью логина и пароля, то теперь необходимо заходить с использованием государственной «Единой системы идентификации и аутоидентификации» (ЕСИА). И для этого требуется использовать СНИЛС.
И хотя инструкцию с правилами нового доступа учителя отправили во все родительские чаты, далеко не все пользователи смогли своевременно разобраться в новой системе и правильно ввести в нее 11 цифр номера своего страхового свидетельства.
Узнав, что из-за проблем с доступом в систему родители рискуют не успеть оплатить школьные обеды, владимирский губернатор Александр Авдеев предупредил, что отказов по питанию из-за сбоя быть не должно.
«Держите этот вопрос на постоянном контроле», — предупредил чиновников регионального министерства образования и молодежной политики губернатор.
По данным экспертов, причиной проблем с доступом в электронные дневники могут быть не только сбои работы системы.
Если в журнал войти не получается, нужно исключить тот самый «человеческий фактор» — например, исправить ошибки, допущенные при заполнении профиля на «Госуслугах», а также убедиться в том, что учетная запись на портале подтверждена.
Для решения проблем, не связанных с работой системы, специалисты советуют:
В случае если ни одно из предпринятых действий не помогло, родителям необходимо обратиться в службу поддержки портала.