Posted 17 сентября, 02:31
Published 17 сентября, 02:31
Modified 17 сентября, 06:03
Updated 17 сентября, 06:03
Олег Суворов
Президент Владимир Путин поручил ускорить разработку и запуск в серию самолета «Байкал» (ЛМС-901). Выпускаться воздушное судно будет в Хабаровском крае — ожидается, что завод станет производить порядка двух десятков бортов в год. Требуемая длина взлетно-посадочной полосы сокращена до 350 метров. Это должно снять ряд ограничений для его эксплуатации на Дальнем Востоке.
«В 2026-м году самолет „Байкал“ полетит в той или другой версии. Сейчас очень важно добиться того, чтобы она была именно той, которая нужна людям. Потому что самолет должен быть безопасным, самолет должен быть не очень дорогим, самолет должен садиться на короткую полосу», — заявил зампред правительства — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев.
Никаких пояснений касательно «версий» самолета Трутнев не дал, хотя ранее были заявления о том, что первые версии «Байкала» будут использоваться для грузоперевозок.
Примечательно и то, что на данный момент стоимость самолета снижена до 260 млн рублей. Ранее цена в 455 миллионов рублей за него в полной, а не базовой комплектации, авиаперевозчикам озвучила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), а не сам производитель. Представитель завода-производителя тогда отказался комментировать СМИ данные о ценах.
Он сообщил, что рост стоимости самолета базовой (не полной) комплектации определяет Минпромторг, а завод стремится снижать издержки и сталкивается с «объективными макроэкономическими условиями и непропорциональным ростом цен на покупные комплектующие изделия и материалы». Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), разработчик и производитель ЛМС-901 «Байкал», изменение цены не прокомментировал.
В этой ситуации становится неясным, за счет чего борт так стремительно подешевел (или почему стоимость была настолько завышена). Или же компания нашла способ субсидировать самолет за счет государственного бюджета?
Кстати, изначально перед разработчиками ставили задачу создать самолет, цена которого не должна была превышать 120 млн рублей (в ценах 2019 года). На июль 2023-го стоимость одного ЛМС-901 составляла 140-150 млн рублей. Но есть нюанс: дополнительное оснащение, необходимое для эксплуатации в дальневосточных условиях, должно было удвоить цену. Отметим, что стоимость самолетов, которые собиралась купить единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», была на уровне 281,4 млн за штуку.
Гендиректор УЗГА Сергей Федоров отмечал, что на цену борта влияют «эскалация цены из-за инфляции и оснащение допоборудованием».
«По выбору заказчика мы можем оснастить „Байкал“ большим количеством систем, значительно повышающих возможности машины в части выполнения полетов в сложных метеоусловиях, в ночное время, повышающих уровень безопасности полетов, расширяющих климатические условия, в которых можно эксплуатировать самолет», — говорил руководитель предприятия.
Возможно ли, что сделать новый «кукурузник» «Байкал» дешевле помог отказ от таких систем?
Еще один вопрос — как удалось изменить ключевые характеристики самолета? Изначально требуемая полоса для него предполагалась длиной в 1050 метров. Но дело в том, что в ДФО всего 33 такие полосы. Сейчас оказалось, что борту хватит и 350 метров. Но как именно удалось добиться таких изменений, не говорится.