Posted 13 сентября, 14:42

Ученые разгадали тайну страшного 200-метрового цунами, ударившего по Гренландии

13 сентября 2024, 14:42
Фото: habr.com
Даже этой огромной волне далеко до той, что бушевала год назад в Гренландии
Волна высотой с небоскреб почти год назад буйствовала в одном из фьордов Гренландии так, что планета вибрировала больше недели.

Игорь Злобин

Журнал Science опубликовал разгадку таинственного землетрясения, которое год назад, в сентябре 2023 года, в течение 9 дней заставляло вибрировать Землю. Виновным оказалось глобальное потепление.

16 сентября 2023 года в один из отдаленных фьордов Восточной Гренландии сошла лавина, представлявшая собой отколовшуюся вершину ледяной горы, в воду рухнули сразу 25 миллионов кубических метров льда и горной породы. Высота волны, которая образовалась в итоге, была размером с небоскреб и составила почти 200 метров. Это мегацунами сотрясало планету в течение 9 дней, серьезно озадачив ученых.

Причину цунами ученые искали почти год

К счастью, в столь отдаленном от человеческой цивилизации месте это катастрофическое событие обошлось без жертв: волна разрушила только инфраструктуру научно-исследовательской станции на необитаемом острове Элла, размер убытков составил примерно 200 тысяч долларов.

Однако ученые утверждают, что волна могла причинить гораздо больше бед, поскольку неподалеку от этого района проходит маршрут круизных лайнеров. Вряд ли бы удалось спастись кому-либо, кто оказался бы тогда в этом месте.

До сих пор ученые не знали, что именно произошло тогда: потребовался почти год работы группы исследователей, чтобы установить место события и его размеры.

Датский геолог Кристиан Свенневиг, участвовавший в расследовании, поясняет:

«Когда мы отправились в эту научную экспедицию, все были озадачены, никто не имел ни малейшего представления о том, что могло вызвать эти сигналы».

Ученые уверены в том, что причиной схода оползня стало изменение климата, которое привело к таянию ледника у подножия горы и дестабилизации льда и горных пород в количестве, достаточном для заполнения 10 тысяч олимпийских бассейнов.

А поскольку повышение глобальной температуры ускоряет таяние льдов в полярных регионах Земли, подобные разрушительные цунами могут участиться.

Когда приборы сейсмического мониторинга впервые зафиксировали эту активность, ученые были озадачены по двум причинам.

Во-первых, сигнал был гораздо более разбросанным, чем это бывает на сейсмографе при обычных землетрясениях.

А во-вторых, сигнал оставался сильным в течение девяти дней подряд, тогда как обычные сейсмические события затухают гораздо быстрее — всего за несколько секунд или минут.

Поэтому ученые во всем мире и стали искать причину этих странностей.

Чтобы определить, связан ли оползень с загадочными толчками, группа исследователей под руководством Свенневига провела цифровую реконструкцию оползня и вызванных им толчков. Они сделали это, применив комбинацию сейсмических записей со всего мира, полевых измерений, спутниковых снимков и компьютерного моделирования.

Ученые также использовали суперкомпьютеры для моделирования мегацунами высотой 200 метров, вызванного падением 25 миллионов кубических метров камней и льда во фьорд. Выяснилось, что все это время гигантские волны бушевали, переливаясь внутри фьорда вперед и назад, вызвав девятидневную сейсмическую активность, которая и сотрясала Землю.

Глобальное потепление еще натворит немало бед

Ученые считают, что результаты их исследования демонстрируют «сложные, каскадные опасности», вызванные воздействием изменения климата на полярные регионы Земли:

«Изменение климата меняет привычные для Земли условия и может привести к необычным событиям».

Что касается глобального потепления, то эксперты давно предупреждают о неисчислимых бедах, которое оно принесет. И дело не только в самом факте повышения температуры.

Совсем недавно «Новые Известия» сообщили о том, что в 2024 году произошло уникальное событие: в Арктике, в сотнях километрах к северу от Полярного круга, были зафиксированы лесотундровые и тундровые пожары.

По мнению немецких ученых из Института Альфреда Вегенера (AWI), это явление грозит не только России, но и всему миру: богатая органическим веществом вечная мерзлота представляет собой крупнейший на планете резервуар углерода.

В арктических районах его содержится примерно 1,5 трлн тонн, причем в основном в верхних слоях почвы. При таянии мерзлоты уже через три столетия в атмосферу попадут от 129 до 229 млрд тонн чистого углерода. Страшно даже представить, что тогда начнется. И это не говоря о глобальном затоплении прибрежных районов планеты из-за таяния арктических и антарктических льдов.

До сих пор самым высоким цунами считалось 15-метровое

Напомним, что одним из самых разрушительных цунами последних десятилетий стала суперволна высотой 15 метров, вызванная подводным землетрясением в Индийском океане магнитудой 9,1-9,3 в ночь на 26 декабря 2004 года. Его последствия считаются самыми смертоносными в современной истории, а само землетрясение вошло в топ-3 мощнейших за всю историю наблюдения.

Эпицентр находился неподалеку от северо-западного берега индонезийского острова Суматра. Волна обрушилась на Индонезию, Шри-Ланку, Индию, Таиланд и другие страны, в том числе и африканские, расположенные за тысячи километров от эпицентра. Помимо колоссальных разрушений, цунами унесло жизни около 300 тысяч человек, а возможно, и более.