Posted 12 сентября 2024, 18:33
Published 12 сентября 2024, 18:33
Modified 13 сентября 2024, 06:03
Updated 13 сентября 2024, 06:03
Андрей Берец
Отвечая на вопрос журналиста «Вестей» на полях Культурного форума в Петербурге, глава государства обратил внимание на очередную «красную линию», которую вот-вот может перейти блок НАТО по отношению к России. Речь идет о разрешении ВСУ применять по территории РФ дальнобойное ракетное оружие. По словам президента, проблема НАТО в том, что управлять ракетами будут не украинцы, а сами западные военные, поскольку ВСУ вводить полетные задания в западные ракеты не допущены. А для наведения ракет на цели в России станут использоваться западные спутники разведки.
«Если это решение будет принято, это будет означать не что иное, как прямое участие стран НАТО, США, европейских стран в войне на Украине. Это их прямое участие. И это уже, конечно, существенным образом меняет саму суть, саму природу конфликта, — подчеркнул Путин. — Это будет означать, что страны НАТО, США, европейские страны воюют с Россией. А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться».
Никаких конкретных мер, которые примет Россия в случае очередной эскалации, Путин не назвал. Реакция президента на новые вводные была сдержанной. Спокойная риторика позволяет предположить, что и с ответными шагами Москва не станет запрыгивать на новую ступень эскалации, а примет меры «в рабочем порядке».
Украина уже давно просит западные страны разрешить ей наносить удары вглубь российской территории дальнобойными ракетами. Судя по всему, Киеву удалось добиться своего. В западной прессе пишут, что американцы, которые долго отказывали просьбам Банковой, все-таки приняли решение дать добро.
В среду по итогам очередного визита в украинскую столицу госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что разрешение на удары по российской территории стало одной из тем переговоров. Высокопоставленный дипломат доложит об итогах встречи главе американской администрации Джо Байдену. Вероятно, украинская сторона представила собеседникам план нанесения ударов по целям на российской территории. Именно его и предстоит согласовать американским властям.
Сообщения о настроениях в американской администрации противоречивые. Некоторые СМИ пишут, что не все представители высших кругов США готовы дать согласие на удары по российской территории и окончательное решение еще не принято. Другие утверждают, что Блинкен уже в ходе этого визита привез Киеву разрешение на более широкое применение дальнобойного оружия. Это ракеты ATACMS.
Параллельно идут аналогичные дискуссии о применении франко-британских ракет Storm Shadow и SCALP (две разновидности одной и той же ракеты). По данным авторитетного британского издания The Guardian, власти королевства уже приняли решение дать украинским военным зеленый свет.
Однако в европейских ракетах используются американские комплектующие. Поэтому необходимо получить еще и одобрение Вашингтона. Вопрос будет обсуждаться на встрече Байдена с британским премьером Киром Стармером в пятницу.
Для Москвы во всех этих дискуссиях никакой интриги уже не осталось. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в четверг выразил уверенность, что все решения уже приняты.
«Процесс действительно пошел. Идет, я бы сказал, такая камуфляжная дискуссия. Очевидно, что решение это давно принято», — сказал представитель Кремля.
«Новые Известия» поговорили с экспертами, чтобы выяснить, как применение новых вооружений может сказаться на ходе боевых действий и чем ответит Россия.
Научный сотрудник группы оценки рисков ИМЭМО (РАН) Илья Крамник отметил, что из-за технических особенностей «Шторм Шэдоу» не так просто сбить. Но у Украины нет достаточного количества боеприпасов этого класса, чтобы они в значительной степени повлияли на ход боевых действий.
— Илья Александрович, расскажите про ракеты Storm Shadow.
— Эти ракеты уже, в принципе, применяются на фронте. Мы видим, что ими обстреливаются цели на территории новых регионов, в Крыму. Низколетящая малозаметная ракета. Это собственно конструкция, сделанная по англо-французскому заказу. StormShadow — ракета, сделанная по британскому заказу. Scalp — по французскому. Технически они практически ничем не отличаются, по характеристикам тоже.
— Какая дальность полета у ракет StormShadow?
— Ракеты Storm Shadow, дальность полета которых составляет более 500 км, — это стандартный вариант. Но считается и официально заявлялось, что на Украину поставляется экспортная модификация с дальностью, ограниченной 300 км. Пока что за эти пределы известные пуски ракет не выходили. Соответственно, если такое разрешение будет дано и Украина им воспользуется, то будет видно, на какую дальность они будут их применять.
— Насколько тяжело российским силам ПВО будет их сбивать?
— Это довольно сложная цель для ПВО. Это малозаметная низколетящая ракета. Скорость у нее не самая высокая, околозвуковая — в районе 1000 км/ч. Но в силу малозаметности и небольшой высоты полета перехватывать ее сложно. Кроме того, отметим дополнительно, что в подготовке пуска этих ракет участвуют специалисты НАТО. Альянс делится с Украиной данными своей разведки, в том числе военно-технической разведки, которая призвана вскрывать расположение российских ПВО. Это позволяет выстраивать маршруты пусков, с тем чтобы минимизировать вероятность перехвата. Одновременно с этим используются ложные цели, имитирующие ракеты в полете. Это осложняет перехват, пусть и не делает его невозможным. У наших расчетов ПВО тоже опыт растет, и они все увереннее перехватывают воздушные цели.
— Может ли использование StormShadow для ударов вглубь территории РФ повлиять на ход боевых действий?
— Я не думаю, что использование этих ракет по российской территории сильно повлияет на характер ведения боевых действий. Их просто недостаточно. Вряд ли Франция и Великобритания будут окончательно разорять собственные арсеналы. Даже если это произойдет и они передадут Украине несколько сотен ракет, то их применение в течение нескольких месяцев одновременно не смогут реализовать. У них просто недостаточно носителей для этого. Подготовка такой операции сама по себе очень сложная вещь. Применение этих ракет по российской территории, конечно, нанесет определенный ущерб. Но ждать каких-то радикальных перемен не приходится.
Для того чтобы нанести России военное поражение, нужно применять на порядки большее количество ракет либо вести речь о ядерном оружие, но тогда мы все понимаем, какая это война и чем она кончится. Такого количества высокоточных ракет просто нет в мире. Об этом писали сами американцы.
— Как Москва может отреагировать на удары западными ракетами вглубь российской территории?
— А вот то, что возможен серьезный ответ с нашей стороны, это отдельный вопрос. Американцев об этом предупреждали по закрытым каналам. Посмотрим, что будет дальше.
Я бы не говорил о применении ядерного оружия. Это все-таки уже такой достаточно серьезный шаг по лестнице эскалации. Можно ожидать неприятности для НАТО за пределами зоны боевых действий. За пределами территории Украины. Вот я ждал бы неприятностей для Запада. Пока все удары российской армии ограничиваются украинской территорией. Но при этом объекты НАТО никак не затрагиваются. Эта их неприкосновенность может быть поставлена под сомнение, как мне кажется.
Ведущий аналитик Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков отметил, что американские ATACMS — это устаревшие ракеты, которые американская армия уже снимает с вооружения.
— Сергей Михайлович, дайте характеристику ракетам ATACMS.
— Есть разные модификации этих ракет. Самые старые выпускаются с 1991 года. Есть и более новые версии, которые обладают увеличенной дальностью. Увеличенная дальность — это 300 км. Сейчас речь идет о том, что Украине поставляют именно такие модификации. Поставки уже состоялись весной этого года.
Сейчас решается вопрос о том, могут ли ВСУ дальнобойными ракетами наносить удары по международно признанной территории России. По Крыму такие удары уже были нанесены. Пострадали мирные люди на пляже.
Опасность таких ракет, особенно когда их боевая часть содержит осколочные элементы. В зависимости от модификации в ракете может находиться до 300 таких шариков. Их действие неизбирательно. Высока вероятность, что при ударе по военным объектам могут пострадать и гражданские, если будут находиться вблизи.
— Насколько сложно сбить такую ракету?
— Это оперативно-тактическая ракета. Еще их называют полубаллистическими. Она разгоняется по баллистической траектории, но потом переходит в управляемый режим. Это значит, что у нее резко сбрасывается скорость, чтобы нанести точный удар. Это одно из ее уязвимых мест. Например наш «Искандер» летит значительно быстрее.
Таким образом, для наших систем ПВО ATACMS представляет определенный вызов, но не такой большой. Наши противоракетные системы «Тор» и «Бук» в последней модификации могут сбивать такие ракеты.
С точки зрения военно-технической это достаточно современное оружие для ВСУ в целом. Но если говорить о мировых тенденциях, то это устаревшая ракета. Собственно, американцы ее и меняют. Поэтому они с такой легкостью ее передают. Проводят некоторые модернизации и, в частности, наблюдают, как они будут себя показывать в боевых условиях.
— Как считаете, разрешат американцы в конечном итоге применять ATACMS для ударов вглубь российской территории?
— Высока вероятность, что Киеву такое разрешение дадут. США планомерно стимулируют своих союзников по НАТО, в том числе Великобританию, давать разрешение для ударов по российской территории дальнобойными средствами. В случае в Великобританией речь идет о StormShadow. Это тоже крылатые ракеты, которые по дальности своей разрушительной мощи в целом сопоставимы с ATACMS.
— Может ли использование ATACMS по российской территории повлиять на картину боевых действий?
— Конечно, картину боя это не перевернет. Тем более ВСУ не получат ракеты в том количестве, в каком бы им хотелось. Ракета дорогая. Модификации стоят до 2 млн долларов. Просто так разбрасываться деньгами никто не будет. Да и не так много этих ракет осталось у американцев. Тем не менее как одна из ступеней эскалации конфликта такое решение представляет собой вызов и опасность.