Posted 5 сентября, 15:08
Published 5 сентября, 15:08
Modified 6 сентября, 06:32
Updated 6 сентября, 06:32
Иван Зубов
С началом нового учебного года снова во весь рост встала проблема школьных домашних заданий. Считается, что они отнимают у детей слишком много сил и времени, вызывая сначала раздражение, а потом и равнодушие к процессу учебы.
Недаром к министру просвещения России Сергею Кравцову регулярно обращаются то родители, то общественные деятели с просьбой отмены или хотя бы ограничения объемов домашних заданий.
Так, председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров в своем обращении к Кравцову просит министра освободить школьников от домашних заданий в первые недели учебы, чтобы им легче было после каникул привыкнуть к новому режиму:
«Резкое перестроение графика и распорядка дня, рациона и физических упражнений способны спровоцировать у детей признаки депрессии».
Он также попросил убрать на это время из программы начальной и средней школ новые сложные предметы, что поможет снизить у детей уровень стресса.
Напомним, что в прошлом году вице-спикер Госдумы Владислав Даванков предложил законодательно отменить домашние задания в школе.
Его главным аргументом был не стресс, а поголовное списывание школьниками решений с необычайно популярных сайтов «Готовых домашних заданий» (ГДЗ). Освободившееся время дети могли бы потратить, по его убеждению, на что-то более полезное.
В качестве примера Даванков приводил образовательные системы стран, в которых домашние задания либо минимальны по объему, либо их, как в Финляндии, нет вообще.
И действительно, по нормам СанПиН на домашние задания школьники (исключая первоклассников) должны тратить от одного час в день и больше в зависимости от класса, в котором учатся. Глава Минпросвещения на этот призыв отреагировал уклончиво, сказав:
«Идея отменить домашние задания в школах требует очень тщательного обсуждения».
О том, что эта отмена ему не нравится, говорит тот факт, что министр Кравцов весьма жестко высказывается по поводу неразрывно связанной с ней проблемой «Готовых домашних заданий»:
«Мы хотим обезопасить детей от использования готовых домашних заданий. Это один из ключевых вопросов». (…) Если ребенок не усваивает материал в 3–4-м классе, отсюда идут трудности в обучении, ухудшение результатов и потеря мотивации. Исправить это в 7–8-м классе уже очень сложно, отсюда возникают большие проблемы».
В самом ли деле существование ГДЗ — такая большая проблема? Попробуем разобраться.
Известно, что современными «решебниками», сайтами с отсканированными решениями задач по самым разным школьным предметам, пользуются практически все школьники и даже учителя. Число подписчиков таких ресурсов достигает и сотен тысяч, и миллионов, а каждый сентябрь на протяжении уже многих лет посещаемость их растет взрывным образом.
К примеру, на сайт gdz.ru в будние дни заходят более 10 миллионов посетителей. Поэтому и стоимость подписки у тех «решебников», где она используется, совсем невелика — около 100 рублей в месяц, школьники вполне могут это осилить.
Зато для приготовления заданий по математике, физике, химии и даже русскому языку они порой незаменимы. Причем не только для двоечников, но и для тех, кому жалко тратить свое время на то, что и скучно, и понятно.
Интересно также, что многие решения для этих сайтов пишут, по словам их создателей, сами же учителя. Но с появлением и распространением нейросетей все чаще заниматься этим стал искусственный интеллект — оно и быстрее, и дешевле. А это уже ставит под сомнение само существование сайтов ГДЗ: зачем они, если нажал пару клавиш на своем смартфоне или компьютере — и задача решена?!
Но пока они существуют и популярны, общество воспринимает ГДЗ неоднозначно: чиновники, многие учителя и родители школьников их критикуют, но сами ученики и некоторые учителя и родители относятся к ним спокойно, а порой и позитивно.
В любом случае заблокировать или запретить такие ресурсы очень тяжело, поскольку ничьих юридических прав они не нарушают. Разве что издателей учебной литературы, да и то в том случае, если администраторы сайтов выкладывают не только сами решения, но и скриншоты заданий или сканы учебников.
Учителя и родители приводят против ГДЗ такие аргументы. Во-первых, механически копируя с этих шпаргалок ответы в свою тетрадь, школьник не вникает в суть задания, а значит, урок прошел для него впустую. Во-вторых, ребенок теряет мотивацию к дальнейшей учебе, раз можно сделать все так просто.
Так, учитель математики Дарья Шаинская признается изданию «Мел», что не знает педагогов, поощряющих ГДЗ. Причина, по ее мнению, в том, что они не учат ребенка решать задачи, а, напротив, мешают это делать. Поэтому от искушения получить ответ к трудной задаче самым легким путем нужно отказаться:
«Если мы хотим научиться плавать, но в бассейн не заходим, а просто повторяем на берегу движения плывущего человека и утверждаем, что тоже проплыли дистанцию, то плавать мы, естественно, не научимся».
Заслуженный учитель России Евгений Ямбург тоже против и отмены домашних заданий:
«Без домашних заданий ничего не будет, будет дилетантизм и тотальная безграмотность. Можно бросать разные популистские лозунги, но профессионалы будут над этим смеяться. Очень грустно, но у депутатов есть задачи гораздо более важные и серьезные. Это все просто пустые слова. Такие размашистые суждения — я развожу руками и даже спорить не буду, потому что не с чем спорить».
Но есть и противоположная точка зрения, которая подразумевает, что ГДЗ, снабженные детальным разбором заданий, на самом деле дают и школьникам, и родителям, и учителям намного больше пользы, нежели вреда.
Во-первых, читая подробное (!) решение, ученик усваивает то, что не смог по каким-то причинам понять на уроке.
Во-вторых, родитель, погружаясь в предмет, чтобы помочь ребенку, освежают свои школьные знания. И, наконец, учитель легко может понять, насколько тщательно ученик вник в задачу и понял, как она решается.
О том, что сделать это несложно любому педагогу, нашему изданию говорит учитель математики с 26-летним стажем Сергей Арнольдов:
«Удивляюсь, зачем столько шума вокруг „решебников“? Каждый преподаватель за полминуты узнает, сам ли ребенок решил задачу или нет, и если нет, то хотя бы понял, как она решается? Я никогда никого не понукаю, просто предупреждаю ребят: пытайтесь решить задания самостоятельно, только так вы сами и повзрослеете, и станете самостоятельными.
Ведь задача школы — растить не послушных рабов, а самостоятельно мыслящих граждан. Или я ошибаюсь?»
Политолог Константин Калачев высказывает еще более радикальную точку зрения, считая, что все свои знания ученик должен получать непосредственно от учителя на уроке. Тогда и проблема решения домашних заданий отпадет сама собой:
«Иногда кажется, что учителя нужны только для того, чтобы давать задания, а потом проверять, как родители с ними справились. Объяснить толком на уроке способен не каждый учитель. Проще передоверить это родителям. Пусть они учителями поработают. Как по мне, это неправильно.
Мой педагогический опыт не про это. Знания дети должны получать на уроках. Потому согласен с вице-спикером от „Новых людей“ Даванковым, предложившим разгрузить детей от „домашки„“.
Вряд ли Минпросвещения пойдет на такой шаг, и если домашние задания останутся, то и ГДЗ при правильном их использовании тоже будут хорошим подспорьем школьникам.
К примеру, в роли онлайн-репетитора: тщательный, буквально «на пальцах» разбор задачи (а ресурсов ГДЗ с такими опциями в Сети много) вполне способен заменить на это время учителя. Нужно только внимательно ознакомиться с сайтом, который школьник собирается использовать. И в этом ему смогут помочь родители.
Эксперты советуют не доверять в таких случаях сайтам, на которых много рекламы, и особенно агрессивной. Следует обращать внимание на то, чтобы решения задач были подробными и изложенными доступным, простым языком.
Необходимо также, чтобы просмотр решений не требовал от вас никаких дополнительных действий, в том числе и регистрации. Важна и четкость формулировок. Например: «ГДЗ для школьных учебников» или «Ответы к заданиям по русскому языку». В выходных данных сайта можно узнать, кто создавал эти задания. И тогда ГДЗ станет не помехой, а помощником, убеждены его адепты.