Posted 3 сентября, 13:01
Published 3 сентября, 13:01
Modified 3 сентября, 13:03
Updated 3 сентября, 13:03
Почему в этот день старались задобрить домового и защититься от лешего? Какие обычаи, запреты и приметы связаны с Агафоновым днем?
Христианский мученик Агафоник пострадал за веру во время правления римского императора Максимиана (284-305 годы). По преданию, он происходил из знатного рода, жил в городе Никомидия и был сведущ в Священном Писании. Словом и собственным примером высоконравственной жизни Агафоник сумел обратить в христианство многих идолопоклонников, включая представителей высших слоев.
Это было время гонений на христиан. Имперский чиновник по имени Евтолмий приказал схватить христианина Зотика и его учеников, отказавшихся принести жертву языческим идолам. Потом Евтолмий прибыл в Никомидию и арестовал Агафоника и его единоверцев Феопрепия, Акиндина и Севериана. Христиан подвергли истязаниям, а затем повели на суд во Фракию.
По дороге часть страдальцев казнили, поскольку они не могли идти дальше. Святой Агафоник Никомидийский был доставлен в Силиврию, где погиб от меча.
В старину существовало поверье, что на Агафона Огуменника в деревни и села приходит леший. Он заходит на гумно и развлекается тем, что разбрасывает необмолоченное жито и солому. Чтобы предотвратить порчу запасов, ночью крестьяне надевали тулупы наизнанку (мехом наружу), обматывали голову полотенцем и в таком виде обходили гумно, очерчивая круг кочергой. Верили, что после такого обряда леший не станет шалить.
В народных поверьях леший был нечистым лесным духом, который старательно охранял свои владения от чужаков, но хорошо относился к тем, кто уважал природу: не ломал почем зря ветки, не охотился на зверей ради забавы. Такому человеку леший мог помочь в беде, указав выход из чащи.
Видом своим леший был похож на обычного человека, иногда принимал образ кого-то из знакомых или родственников. Узнать лешего можно было по характерным деталям: он всегда носил красный кушак, левую половину кафтана заправлял под правую, на правой ноге носил левый лапоть, и наоборот.
В день Агафона Огуменника наши предки старались не только защититься от лешего, но и задобрить разных домовых и дворовых духов. Хозяйки пекли пироги и оставляли их в бане, на конюшне, за печкой: считалось, что такое угощение заставит домового и других духов сменить гнев на милость и они станут добрее к хозяевам.
4 сентября — подходящий день для благотворительности и помощи всем нуждающимся. Добро, которое было сделано на Агафона, вернется в тройном размере.
В этот день наши предки старались не заходить в лес (на территорию лешего), иначе можно пропасть там навсегда. Сбор грибов откладывали на более безопасный день. Дальние поездки тоже лучше перенести на другое время.
Также нельзя шумно веселиться, устраивать гулянки: можно рассердить лешего, он вредить станет. В этот день запрещено ссориться, ругаться, поскольку помириться будет сложно. Не стоит вспоминать о плохом и думать о неприятных событиях прошлого, потому что такие мысли могут притянуть новые неприятности.
В Агафонов день старались не давать деньги в долг — велика вероятность, что они не вернутся. Возможны и другие материальные проблемы.
Не стоит устраивать уборку и подметать пол 4 сентября, чтобы не беспокоить домового и не понести убытков в домашнем хозяйстве. По поверью, женщинам и девушкам в этот день лучше воздержаться до самого заката от употребления пищи, иначе можно лишиться красоты.
Утренний туман стелется по земле — впереди еще много теплых солнечных дней. Туман быстро рассеялся — к хорошей погоде.
Если день ясный, хорошая погода будет стоять еще четыре недели.
Много орехов, а грибов практически нет — зима будет суровой и снежной.
Много грибов — на хорошую рыбалку можно не рассчитывать, мало грибов — рыба клевать будет.
Холодный дождь — хорошего улова не жди.
Филин кричит неподалеку от жилища — где-то поблизости бродит леший.
Муравьи бегают по верхушкам травы — зима будет снежной.
Пауки растянули свою паутину — к теплой осени и поздней зиме.