Posted 29 августа, 09:22
Published 29 августа, 09:22
Modified 29 августа, 09:24
Updated 29 августа, 09:24
Игорь Злобин
В Афганистане принят закон, который запрещает женщинам петь и читать вслух на публике. Тем самым Министерство по пропаганде добродетели и предотвращению порока этой страны признало женский голос интимным, сообщило АР.
С приходом к власти в стране движения Талибан* против женщин было введено более 35 ограничений во всех сферах жизни: им запрещено выходить на улицу с непокрытым лицом и смотреть на мужчин, если они не кровные родственники и не супруги. Женщины обязаны прикрывать не только тело и лицо, но и рот. Говорить вслух на публике им разрешается только с родственниками или с мужем. Женщинам запрещено в одиночку ездить на транспорте, чтобы «избежать соблазна и соблазнения других». За нарушение этих правил предусмотрен арест.
Новые запреты касаются не только женщин, но и мужчин. Например, им не разрешается общаться с женщинами, не состоящим с ними в браке и родстве.
Кроме того, в СМИ нельзя использовать фотографии и рисунки живых существ, запрещается любая музыка. Транспортные средства должны останавливаться во время, назначенное для молитвы, а водители и пассажиры — молиться.
Закон «О поощрении желательного и запрещении предосудительного» насчитывает 35 статей и 114 страниц и фактически регламентирует частную жизнь.
Ранее издание Forbes со ссылкой на данные ЮНЕСКО, сообщило, что примерно 1,4 миллиона афганских девочек лишились возможности получить среднее образование.
Сначала им запретили посещать занятия в средних и старших классах школы, где теперь учатся исключительно мальчики, а преподают только мужчины. С декабря 2022 года женщинам нельзя обучаться и в университетах, а следом — посещать начальную школу. Возможности получить даже начальное образование нет теперь у 1,1 миллиона афганских детей.
Талибан* стал вводить суровые меры по отношению к женщинам осенью 2021 года, когда страну покинули войска США и НАТО. Новые власти Афганистана полны решимости создать в государстве «соответствующую исламскую среду».
Руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко в своем канале сообщил, что уже на следующий день после принятия этого закона в некоторых афганских провинциях десятки мужчин не были допущены к рабочим местам из-за слишком короткой бороды или отсутствия утвержденного июльским указом эмира головного убора.
Афганские политические наблюдатели, по его словам, расценили этот закон как продолжение процесса ИГИЛизации* повседневной жизни в Афганистане. Нечто подобное десять лет назад наблюдалось также в Ираке и Сирии:
«Этот закон жестко и бесцеремонно ломает повседневную жизнь афганцев. Причем делает это в том же направлении, что осуществлял ИГИЛ* в Ираке и Сирии десять лет назад. Есть ощущение, что навязываемый руководством и внешними операторами Талибана* репрессивный закон является не просто демонстративным вызовом афганцам и международному общественному мнению, а элементом подготовки к каким-то еще более драматичным политическим событиям в Афганистане».
Эксперты не исключают, что Талибан* создает благоприятные условия для фактического перехода власти в Афганистане в руки ИГИЛ* или той фракции талибов, религиозно-политические взгляды которой неотличимы от доктрины ИГИЛ*:
«Это только начало, за этим последуют и другие дикие требования талибской инквизиции к афганским мужчинам и женщинам».
Хотя Афганистан и следует законам шариата, но свобода вероисповедания и в том числе атеизм там пока не запрещены. При этом в Уголовном кодексе для отступников исламской веры предусмотрена смерть через повешение. Кроме Афганистана, законы шариата действуют еще в шести странах мира.
В Мавритании свобода вероисповедания ограничена конституционно: единственными гражданами страны могут быть мусульмане, а иноверцы и атеисты претендовать на гражданство не могут. Автоматически гражданство теряет человек, отказавшийся от своей веры или принявший другую религию.
Интересно, что Мавритания считается последним государством в мире, в котором фактически легализовано рабство. Официально оно было отменено и в 1980-м, и вторично в 2007 году, но примерно 20% населения этой африканской страны (более 600 тысяч человек) являются рабами. В своем большинстве это чернокожие мавританцы, а их владельцы — берберы, которым принадлежит власть в стране. Мавританские рабы не только сами не обладают ни личными, ни экономическими, ни политическими правами, но и их дети тоже являются собственностью рабовладельцев.
В Иране ситуация не такая суровая, но большинство государственных должностей в этой стране должны занимать только шииты. Законы там благоволят именно к мусульманам. Например, в Уголовном кодексе сказано, что за измену своей жене-мусульманке муж-мусульманин должен быть наказан 100 ударами плетью. Если же муж — немусульманин, то его ждет смертная казнь.
На Мальдивах ислам конституционно считается единственной государственной религией. Немусульманин не может получить гражданство этой островной страны. Но в остальном порядки мягкие: для атеистов в местном законодательстве прямого наказания не предусмотрено. Правда, частные случаи нарушения законов немусульманами рассматривает специальная религиозная комиссия с весьма широкими полномочиями. Но это бывает редко.
Саудовская Аравия пока что считается самой несвободной страной в мире в религиозной сфере. В ней духовная и светская власти неотделимы друг от друга, и высшие религиозные чины состоят, как правило, в тесных родственных отношениях с королевской семьей. В отличие от Ирана, в этой стране на государственном уровне исповедуют ислам суннитского толка. Любое отклонение от нормы объявляется вероотступничеством, за которое полагается смертная казнь.
Судан тоже живет по законам шариата, но в нем действует временная Конституция, которая довольно лояльна к религиозным меньшинствам, они даже могут отправлять свой культ. Принятие ислама в этой стране поощряется, но выйти из него очень проблематично. Закон карает вероотступничество длительным, вплоть до пожизненного, тюремным сроком, а то и смертью.
В Пакистане расстаться с жизнью можно за любое богохульство, включая атеистическое высказывание, так что лучше держать язык за зубами. Атеист не сможет получить и пакистанское гражданство. В Уголовном кодексе этой страны существуют отдельные статьи за осквернение Корана и за оскорбление пророка Мохаммеда.
*«Талибан», ИГИЛ, «Исламское государство» — террористические организации, запрещенные в РФ