Posted 26 августа 2024, 13:47
Published 26 августа 2024, 13:47
Modified 26 августа 2024, 13:53
Updated 26 августа 2024, 13:53
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Сегодняшние взрывы на флагманском проекте нефтепереработки «Газпромнефти» в Омске напомнили о горячей зиме и весне для нефтяной промышленности страны. НПЗ в европейской части РФ, от Туапсе до Нижнекамска, стали целью для многочисленных атак украинских дронов, писали «НИ». Страна сократила производство бензина и других нефтепродуктов на 14%, а на предприятиях начались ремонты, которые длились до полугода, как на Кстовском НПЗ, принадлежащем «Лукойлу».
Считалось, что заводы за Уралом находятся в безопасности. К их числу относился самый современный НПЗ «Газпромнефти». Его реконструкция и переоснащение закончились в 2022 году. Гендиректор «Газпромнефти» Дюков с гордостью докладывал президенту Путину о том, что глубина переработки нефти на Омском НПЗ достигает 99% — цифра для российской нефтянки невиданная.
Однако сегодняшние события заставляют задуматься о безопасности НПЗ по всей стране. Расстояние между захваченной ВСУ Суджей и Омском составляет менее 3000 км — по дороге это 2889 км. От Харькова расстояние еще короче — 2500 км.
Весной украинские и британские СМИ сообщили о новых разработках украинской военной промышленности. Речь шла о дронах с дальностью полета до 3000 км и дальше. «НИ» собрали информацию об украинских разработках и обсудили ее с экспертом.
Весной 2024 года сразу несколько западных изданий сообщили о новых ударных дронах, которые начали производить на Украине. Газета «Бильд» разместила фотографию БПЛА «Сокол-300». «Ракеты остались в прошлом, за дронами — будущее», — цитируют журналисты украинский источник. Есть с десяток производителей, которые будут поставлять украинским военным дальнобойные БПЛА.
О «Соколе-300» украинская профильная пресса писала еще два года назад. Речь идет о разработке конструкторского бюро «Луч», которое располагается в Киеве. Впервые об этом БПЛА заявили в 2019 году. Дрон оснащается сразу несколькими двигателями — украинскими силовыми установками МС-500-05С/СЭ и АИ-450Т2, а также австрийской Rotax 914.
Сначала украинцы говорили о дальности в 400 км, однако утверждали, что могут ее увеличить до 3300 км. По всей видимости, для дальнобойных дронов используются австрийские двигатели. Это увеличивает вес дрона, зато в восемь раз возрастает дальность полета.
У австрийского производителя двигателей такая же длинная история, как и у киевского авиазавода. Двигатели начали производить в 1920 году в Дрездене. После войны производство «переехало» в Австрию, принадлежало сначала Bombardier Inc., потом было выкуплено финансовыми инвесторами, писали «НИ».
Украинский ударный дрон летит на высоте до 12 км и управляется инерционным блоком и лазерными гироскопами. Беспилотник оснащен ракетами РК-10, Р2-М и РК-2П. Они могут поражать цели на расстоянии до 10 км.
Дроны разрабатывают и производят не только военные заводы на Украине, но и частные компании и стартапы. Они же изготавливают беспилотники серийно. Частная фирма Aerodrone запустила в серию два БПЛА D-80 Discovery и E-300 Enterprise.
Общий вес E-300 Enterprise достигает 540 кг, из которого 300 кг приходится на горючее и заряды, например авиабомбы. Дальность полета составляет от 675 км, а при оборудовании дополнительными баками на 350 литров — до 3150 км. Крейсерская скорость E-300 до 150 км/ч. Дрон летит на высоте до 5000 метров. Он может находиться в воздухе от 9 до 23 часов. В зависимости от поставленных задач, эти БПЛА используют либо как камикадзе, либо из возвращают после выполнения боевого задания, если дальность полета не превышает 1500 км. Нои в этом случае беспилотник может нанести удар по любому объекту до Урала, не говоря уже о Ростовской области или даже поволжских НПЗ.
В «тумане войны» трудно распознать, какой информацией делятся противоборствующие стороны. Поэтому заявления украинских производителей БПЛА о дальности полетов дронов и об их ударной силе российские специалисты воспринимают с известной долей скепсиса. Однако отрицать наличие такого оружия у ВСУ не будет никто. Военный обозреватель, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в интервью «НИ» очень аккуратно выбирает формулировки:
— В заявлениях, которые полгода назад прозвучали со стороны руководства ВСУ, говорилось, что они ведут работы над созданием дронов с дальностью действия 2-3 тысячи километров. Точно мы этого не знаем, но теоретически такое возможно.
Военные действия в степях Украины сделали одну истину непреложной: современные войны ведутся с помощью дронов, и именно БПЛА становятся главным оружием противоборствующих сторон. И дело не только в том, что дроны — оружие неизмеримо более дешевое, чем ракеты. Есть и тактико-технические характеристики, которые делают БПЛА более эффективными.
— В силу особенностей конструкции такого рода аппараты значительно дешевле, чем крылатые и тем более баллистические ракеты. При соблюдении определенной тактики проведения они могут проходить сквозь современные системы ПВО зонального типа, которые обеспечивают создание зоны противовоздушной обороны. На малой высоте эти аппараты обладают малой радиолокационной заметностью, соответственно, могут проникать. А если им кто-то помогает в это время, проводит операцию по отвлечению сил ПВО, то тем более могут проходить, — говорит эксперт.
За последние месяцы дальнобойные дроны и других модификаций, например самолетный БПЛА «Летучая лисица», о котором сообщали «НИ», успешно атаковали НПЗ в Нижнекамске и предприятия по в зоне «Алабуга».
Российские вооруженные силы не производят и не используют БПЛА дальностью более 1500 км.
— У нас есть применяемый на Украине дрон «Герань». Дальность действия — 1500 километров, может быть, чуть больше. Эти дроны массово применяются по целям на Украине. У них двойное назначение: удары по объектам на земле и отвлечение на себя внимания ПВО. Повторюсь, что этот дрон массового производства и выпускается сотнями, если не тысячами в месяц российской промышленностью.
Для целей, удаленных на расстоянии 3000 км и более, российские военные используют крылатые ракеты, например Х101. Именно они атаковали сегодня объекты на Украине. ВС РФ применяют более технологичную технику, говорят военные эксперты. Причина не только в разности военных и экономических потенциалов, но и в том, что ВСУ научились своими средствами ПВО достаточно эффективно сбивать такие дроны.
Украинский дальнобойный дрон «Сокол-300» стоит около 45 миллионов гривен, или 1,12 миллиона долларов каждый. E-300 Enterprise в два раза дешевле — 450 тысяч долларов. Один запуск российской крылатой ракеты Х101 обходится государству в 13 миллионов долларов. Поэтому украинцы и дальше будут развивать свои БПЛА.