Posted 23 августа, 08:31
Published 23 августа, 08:31
Modified 23 августа, 08:43
Updated 23 августа, 08:43
Анна Скудаева
Статистические графики инфляции в РФ в последние месяцы резко поднимаются вверх. Несмотря на заверения властей в том, что обесценение национальной валюты «замедляется», многие граждане на собственном опыте ощущают, что уровень их доходов не поспевает за стремительным падением рубля. В чем причина?
По данным исследования холдинга «Ромир», в июле 2024 года показатели статистического индекса-дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары повседневного спроса (FMCG), достигли отметки 227,5%.
Прибавка за месяц составила 2,3%.
«Относительно июля прошлого года дефлятор вырос на 21,2%. Накопленная личная инфляция с начала года, согласно расчетам индекса, составляет 9,6%», — сообщили аналитики.
Отмеченный «Ромиром» рост цен на пищевые продукты, напитки, моющие средства, предметы личной гигиены, лекарства, одежду и прочие товары фактически вдвое превышает официальные данные Росстата, заявившего об увеличении индекса потребительских цен (ИПЦ) на 9,81% с июля 2023-го и на 5,06% с начала текущего года.
При этом наблюдение за летящими вверх графиками дефлятора дает четкую картину, что стремительный рост цен на товары и услуги в стране продолжается уже 2,5 года. И отправная точка ценовых шоков совпадает с моментом начала военной кампании на территории Украины.
Если в феврале 2022-го индекс-дефлятор был на уровне 137,2%, то за прошедшие 30 месяцев он взлетел на фантастические 94,8 процентного пункта.
При этом Росстат признает инфляцию за этот период равной лишь 25,06%. Разница в цифрах впечатляет!
Чтобы разобраться в инфляционных несоответствиях, редакция «НИ» обратилась за комментарием в пресс-службу «Ромира». В организации отметили, что считают не совсем корректным сравнение ИПЦ и дефлятора.
«Мы не в первый раз сталкиваемся с тем, что дефлятор FMCG РОМИР впрямую сравнивают с показателем инфляции. И вновь акцентируем внимание на том, что это совершенно разные показатели», — подчеркнули в пресс-службе.
По данным организации, дефлятор FMCG показывает динамику по росту трат покупателей на товары повседневного спроса, и они действительно увеличились за обозначенный период.
«Однако причины этого различны и действуют в комплексе: наряду с инфляцией это и перераспределение расходов с товаров длительного пользования, и рост покупательской способности у ряда категорий, и другие факторы. Меняется потребительское поведение, это и отражается в метриках», — пояснили исследователи.
По данным организации, единая панель данных «Ромира» основана на сведениях об уровне потребления 40 тысяч россиян, 15 тысяч домохозяйств в 240 городах и населенных пунктах. Это дает представление о покупательском и потребительском поведении жителей всей России.
«Участники панели сканируют QR-коды чеков и фиксируют электронные чеки на все купленные товары и услуги. Результаты сканирования в онлайн-режиме поступают в базу данных», — пояснили аналитики результаты своих исследований.
По подсчетам исследовательского холдинга, основанным на размере среднего чека россиян при покупке повседневных товаров, за последние 4,5 года цены в стране взлетели в 2,3 раза.
Между тем инфляционные калькуляторы, работа которых основана на официальных данных Росстата, при этом указывают за тот же период значительно более скромные 43,63%.
Чьим методикам верить?
По данным Росстата, при определении ИПЦ эта организация отслеживает цены более чем на 775 тысяч различных товаров и услуг в 282 городах страны. Для обособления госведомство формирует группы товаров, которые включают схожие позиции. Каждый месяц отчеты формируются по 558 позициям товаров.
Еженедельно Росстат фиксирует цены на 45 видов продуктов питания, 10 наименований важнейших лекарств, бензин и дизельное топливо, услуги ЖКХ, на городской транспорт, непродовольственные товары, в том числе личной гигиены и первой необходимости, а также на туристические поездки.
В случае резкого подорожания отдельных позиций на отчеты ведомства реагирует внеплановыми проверками ФАС — так, например, было в случае с резким подорожанием сахара.
«Отслеживаемая корзина Росстата учитывает многие виды товаров и услуг. И одни из них могут подорожать, а другие — значительно упасть в цене. Семья в первую очередь отмечает повышение цены на тот товар, который они привыкли покупать. Этот товар может и не входить в список отслеживаемых Росстатом, а может быть частью „ценовой котировки“, в которой два товара подешевели, один подорожал, а один остался без изменений», — пояснили в ведомстве свою методику.
Как сообщил «НИ» экс-министр экономики России Андрей Нечаев, оценки «Ромира» традиционно в 2-2,5 раза превышают данные Росстата.
По мнению эксперта, причина столь сильной разницы кроется в том, что в структуру наблюдений этой организации входят несколько другие позиции — «в основном без товаров длительного пользования».
«Альтернативные Росстату оценки инфляции от агентства „Ромир“. Оно считает рост цен на повседневные товары по стоимости среднего чека». Итого по расчетам «Ромира», за 4,5 года цены скакнули 2,3 раза (по версии Росстата, инфляция за этот период составила около 41%)», — прокомментировал Нечаев обнародованный отчет, предложив читателям самостоятельно оценить цифры.
Судя по реакциям пользователей соцсетей на опубликованные графики «инфляции среднего чека», ощущения многих россиян, сравнивающих свои сегодняшние траты с расходами двух- и трехлетней давности, оказались ближе к данным «Ромира», а не Росстата.
Граждане все чаще жалуются на ухудшение своего благосостояния — как в соцсетях, так и в беседах с социологами.
Как следует из данных опроса ФОМ, проведенного в июле 2024 года по заказу ЦБ РФ среди 2017 респондентов, практически каждый второй (46%) заявил, что цены за последний месяц выросли «очень сильно», а 63% убеждены, что замедления инфляции ждать не стоит.
«Я не могу отделаться от ощущения, что реальные данные о положении вещей от нас скрывают. Я каждый день хожу в продуктовый магазин рядом с домом. Три года назад все мои покупки на семью из трех человек и кошку умещались в лимит до тысячи рублей — без введения пин-кода на карте.
Потом цены выросли, и кассир все чаще начал требовать вводить пин-код. Сейчас лимит без кода повысили втрое — до 3000 рублей. Но мои ежедневные траты уже стремительно подбираются и к этой черте. Так о каких 35% можно говорить, если подорожание товаров в разы?» — рассказала «НИ» работающая пенсионерка Елена Соловьева.
В условиях резкого взлета цен на товары и услуги людям приходится экономить. Сегодня каждый третий (35%) житель страны заявляет, что вынужден отказаться от покупки необходимой одежды и обуви.
Как прокомментировал ситуацию экономист Николай Кульбака, «Ромир» использует другой набор продуктов и другие магазины, выбирая те из них, данные из которых можно проследить непрерывно по присылаемым чекам.
«Вообще, у каждого человека будет своя личная инфляция, отличающаяся от того, что фиксирует Росстат. Дело в том, что Росстат собирает данные по потребительской корзине, которая включает товары первой необходимости, на которые государство старается держать низкие цены. „Ромир“ собирает то, что может собрать, и то, что реально покупают люди, которые не всегда заботятся о том, чтобы купить самый дешевый товар, или в самом дешевом магазине», — отметил эксперт в беседе с «НИ».