Posted 22 августа, 15:30
Published 22 августа, 15:30
Modified 22 августа, 15:47
Updated 22 августа, 15:47
Иван Зубов
Российские вузы увеличили на 6,3 тысячи число первокурсников, принятых по отдельной квоте, выделенной для участников СВО и членов их семей. Всего на бюджетные места по этой квоте поступило 14,9 тысячи человек, сообщает Минобрнауки.
По некоторым вузам рост еще больше. Так, число участников СВО и членов их семей, поступивших в Российский государственный социальный университет (РГСУ), выросло на 250%. В одном из ведущих технических вузов страны — МГТУ им. Баумана — рост тоже впечатляет: в прошлом году их было 89 человек, а в этом — 210 студентов.
Напомним, что всего в новом учебном году российским вузам было выделено более 620 тысяч бюджетных мест, из которых 48 тысяч предназначены этой категории граждан, а также детям-сиротам и людям с инвалидностью.
Большинство бывших бойцов, поступающих по СВО-квотам, зачисляются либо без экзаменов, либо, набрав меньше баллов, чем требуется по конкурсу.
По закону, принятому год назад, участники СВО и их дети могут поступать в вузы без экзаменов. По особой квоте высшие учебные заведения принимают также Героев России, обладателей трех орденов Мужества, а также детей военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территории других государств, и врачей, которые умерли на работе от коронавируса (право действует только при поступлении на медицинские и фармацевтические специальности).
В начале недели вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко заявил, что до 29 августа российские вузы доберут на бюджетные места дополнительно еще 5,8 тысячи абитуриентов. Так что число поступивших по СВО-квотам может увеличиться еще.
Но учатся они не только на бесплатной основе. В начале этого года «Новые Известия» сообщали, что скидки на обучение в вузах получили около двух тысяч участников СВО и около 4 тысяч членов семей военнослужащих. Еще примерно тысяча была переведена на бесплатное обучение. 5 тысяч студентов взяли академический отпуск для прохождения военной службы и более полутора тысяч вернулись из зоны СВО и были восстановлены после академического отпуска.
Ранее министерство утверждало, что для участников СВО и их детей квота при поступлении составляет не менее 10% от общего объема бюджетных мест по направлениям подготовки и специальностям. Так что перспективы для роста числа таких студентов еще есть.
Тогда же Минобрнауки рассказал о других льготах, предназначенных в российских вузах для участников СВО и членов их семей
Так, до конца обучения студентам, имеющим статус участника боевых действий, выплачивается государственная социальная стипендия. На базе вузов новых регионов развивается сеть психологических служб в помощь студентам и преподавателям.
Ясно, что на фоне расширения приема студентов этой категории, для остальных категорий плата за обучение во многих вузах повысилась. И наверняка будет повышаться еще, поскольку льготников с каждым месяцем СВО становится больше.
Директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович рассказывала нашему изданию:
«В этом (2023-м) году по новым условиям приема на льготных основаниях принимали на бюджет участников СВО, их детей, а также граждан вновь присоединенных к России территорий. Число квотированных бюджетных мест на них могло оказаться достаточно высоким, и эту стоимость вузы распределили между обучающимися на платной основе. То есть разложили на всех остальных, попросту говоря».
Проблема непростая. По последним данным, в 2024 году стоимость обучения на коммерческой основе в десятке лучших вузов страны в среднем выросла на 5-20%. Это: МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МФТИ, СпбГУ, МИФИ, НИУ ВШЭ, МГИМО (у) МИД РФ, СПбПУ, Национальный исследовательский Томский университет и РАНХиГС.
Рекордсменами тут стали МФТИ и МГИМО. В первом стоимость обучения по 4 самым популярным программам — «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника», «Ядерная физика и технологии» и «Техническая физика» — выросла на 20% и составляет теперь от 467 до 605 тысяч рублей в год. Во втором она повысилась по сравнению с прошлым годом «только» на 4,5-13%.
Самые популярные направления — «Журналистика» и «Международные отношения» — стоят 662 тысячи и 740 тысяч рублей соответственно. А в среднем более 570 тысяч рублей.
Но есть и другая, тоже довольно неприятная проблема: а если студенты, поступившие по СВО-квоте, «не потянут»? Если сменить автомат на авторучку будет слишком сложно? Журналист Павел Смоляк по поводу их судьбы пишет:
«В некоторых европейских вузах существует хорошая практика: принимают на любой факультет без экзаменов. Приходи и учись. Не проверяют успеваемость, не вызывают родителей, главное — в конце семестра сдать все экзамены, и вот тогда половина поступивших отсеивается».
При этом он отмечает, что в России вполне могут принять еще один закон, по которому, допустим, героев СВО или их детей нельзя будет отчислять за неуспеваемость:
«Будет парень, поступивший в вуз, потому что в него нельзя было не поступить, вечным студентом первого курса. Будет ли от этого польза? Парню, его семье, стране?»
Пока о случаях, чтобы их оставляли в вузах насильно вопреки всему, информации не было. Наше издание сообщало, что неуспевающих студентов либо отчисляют, либо они уходят сами, чтобы подготовиться дома и попробовать поступить по той же квоте еще раз. Читатели отмечали, что льготы льготами, но и знания должны быть на необходимом уровне:
«Если человек не смог получить в школе образование из-за семьи, то и в вузе он оного не получит, ибо базы нет, а программа рассчитана на то, что абитура уже имеет определенный уровень знаний».
Кандидат технических наук Алексей Петровский поясняет, что действительно ничего страшного в существовании таких квот нет, но если только это не касается точных наук:
«Трудно представить себе бойца, который, отвоевав на передовой, сохранил в памяти все формулы и законы, которые понадобятся ему на студенческой скамье и дальше.
Вероятно, ему нужно дать время на восстановление этих знаний. А еще лучше бы вспомнить старую добрую практику. В СССР тоже существовали льготы для отслуживших в армии, отработавших на производстве или в сельском хозяйстве. Но они, как правило, поступали не сразу в вузы, а для начала на подготовительные отделения при вузах, и за два семестра не только освежали в голове школьные знания, но и узнавали специфику своего будущего образования, поскольку занятия у них вели те же самые, вузовские преподаватели».
С этим нельзя не согласиться, такие отделения действительно играли заметную роль, и часто их выпускники становились отличниками и на студенческой скамье. Единственная проблема — финансовая. Кто оплатит эти курсы, если стоимость обучения в вузах и так уже становится неподъемной?
Вице-президент Российской академии образования Геннадий Онищенко считает, что волноваться за эту категорию студентов не нужно:
«Ну, в общем-то, это, во-первых, справедливо. Во-вторых, это во многом продолжение тех хороших традиций, которые были в российской, советской высшей школе. И не только высшей, но и СПО (среднего профессионального образования), когда молодой человек, отслуживший просто в армии, имел льготы для поступления. И проходной балл для поступления у него был несколько более снижен, чем, допустим, для всех остальных абитуриентов».
Для того чтобы избежать совсем уж вопиющих ошибок, Онищенко предлагает шире распространять для таких абитуриентов практику собеседования, которая уже существует во многих вузах:
«Допустим, медицинский институт, там еще проводится собеседование. Это не экзамен, это просто беседуют с абитуриентом, которого как бы обследуют с точки зрения его типа мышления, психотипа и так далее. Потому что по ЕГЭ это не определишь».