Оксана Самойленко
Памятку по правильному поведению с мужьями, вернувшимися с зоны проведения спецоперации, разработали в казанской организации «Ценим жизнь» совместно с московскими «Соратник» и «Гагара».
Женам рекомендуется во всем слушаться мужа. Желательно не перечить ему, а если и делать какие-то замечания, то только голосом «любящей жены». Никакого воспитания и надзирательства. Чаще говорить о том, что его любят, поддерживать его увлечения и помогать в быту.
«Например, если он взялся пылесосить, вы приготовьте кофе и пригласите его отдохнуть», — отмечается в памятке.
Также эксперты составили некий список изменений, которые могут произойти в поведении мужчин.
«Не рекомендуется подходить к нему резко, со спины. Лучше тихим голосом сначала заговорить, а потом уже приближаться и дотрагиваться», — говорится в памятке.
Эксперты обращают внимание на изменения в сексуальной сфере. Мужчины могут либо отказаться от интимной близости, либо начать проявлять агрессию.
Супруг может пристрастится к алкоголю. Женам рекомендуют убрать в квартире все рюмки и бокалы, которые могут подтолкнуть к длительному употреблению алкоголя, и обратиться к специалистам, если запой длится более семи дней.
«Такие проявления либо сами стихнут со временем, либо нет, и тогда нужна будет помощь психологов», — резюмировали авторы инструкции.
Впрочем, женам военнослужащих такие «советы» сразу не понравились.
«Советы странные даже для обычной жизни. „…если он взялся пылесосить, вы приготовьте кофе и пригласите его отдохнуть“ — зачем ему кофе, если он взялся пылесосить?) Взялся, так и пусть пылесосит. „Это либо пройдет, либо нет“, но вы держитесь», — пишет Елена Г.
Екатерина отмечает: чем следовать данным «советам», лучше сразу развестись.
«Семь дней запой — это норм? А больше — уже к врачу», — удивляется Александра.
Жены возмущаются — вместо псевдосоветов лучше бы обеспечили бесплатных психологов для реабилитации.
«Очень грустная ситуация, конечно. При ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство. — Прим. ред.) обязательно специалист нужен, жене с этим не справиться», — добавляет Лариса М.
Совет психотерапевта — никакого самолечения
«Новые Известия» попросили судебно-психиатрического эксперта, психотерапевта Александра Фатеева оценить с профессиональной точки зрения данные рекомендации.
«Подобные рекомендации напоминают список советов, как войти в клетку с тигром и не быть съеденным в первые минуты», — прокомментировал Фатеев.
Он отметил, что, когда человек возвращается после военных действий, ему рекомендуется пройти реабилитацию и получить поддержку психологов, а иногда и психиатров. Самостоятельно помочь человеку вернуться в мирное русло практически невозможно.
«Если в вашей семье возникает ситуация, где вам необходимо озвучивать свое намерение подойти, чтобы избежать вероятной агрессивной реакции и сохранить целостность своего лица, то вам следует, не тратя времени на различные методички и рекомендации, обращаться к специалистам в области душевного здоровья», — прокомментировал он.
Психотерапевт подчеркнул, что военные действия — это тяжелое потрясение, которое часто приводит к ПТСР.
«ПТСР обычно сопровождается депрессией (более 50% случаев), употреблением психоактивных веществ (74% случаев ПТСР после войны во Вьетнаме) и повышенной тревожностью. ПТСР чаще развивается у рядового состава, у более молодых солдат, прямо зависит от длительности пребывания в боевых условиях, связано с уровнем образования (чем оно хуже, тем чаще развивается нарушение) и социально-экономическим статусом», — пояснил эксперт.
Какие признаки ПТСР?
— Спонтанные воспоминания о травмирующей ситуации, сны и флешбэки.
— Избегание темы травмирующего события, воспоминаний, чувств и эмоций с этим связанных. «В доме повешенного не говорят о веревке», то есть человек отказывается говорить и обсуждать то, что с ним происходило.
— Негативные чувства — искаженное чувство вины, страх, стыд, неспособность испытывать положительные эмоции.
— Возбуждение — агрессивное, безрассудное, саморазрушающее, угрожающее как самому пациенту, так и его близким, нарушение сна, повышенная бдительность и настороженность, подозрительность.
«Нужно помнить, что травматические неврозы имеют повышенный суицидальный риск и риск агрессивного поведения. Самостоятельной диагностики таковых состояний лучше избегать, определить выраженность психических нарушений способен только специалист», — резюмировал эксперт.