Олег Суворов
ВОЗ включила игровую зависимость в Международную классификацию болезней. Это, конечно, положительного отношения к компьютерным игра не прибавило. При этом в период пандемии ковида интерес с видеоиграм существенно вырос. Это естественно, ведь вынужденные оставаться дома люди должны были найти способ занять свое время. В итоге количество активных игроков в мире составило порядка 3 млрд человек.
Ученые из Японии в статье, вышедшей в журнале Nature Human Behaviour, рассказали, как провели собственное исследование игровой зависимости, и поделились его результатами.
Если ранее исследователи по всему миру изначально ставили перед собой задачу отследить негативное влияние игр на геймера (устанавливали связь между играми, возросшей агрессией и проявлениями жестокости), то впоследствии ученые начали применять иной подход к исследованиям. Например, ряд работ посвящен включению видеоигр в терапевтические практики.
Но японские ученые выбрали собственный, иной путь. Их работа — естественный эксперимент, который практически полностью соответствует обычному поведению геймеров. В период 2019–2022 годов специалисты следили за лотереей, в которой участники могли выиграть право на приобретение одной из двух консолей — Nintendo Switch и PlayStation 5. Такая лотерея была актуальна ввиду дефицита консолей. Это способствовало их случайному распределению среди потребителей.
«Мы воспользовались этой уникальной ситуацией во время пандемии, проанализировали данные опросов и смогли выявить причинно-следственные связи», — отметили авторы статьи.
Эксперимент охватил 97 602 человек. Из них 8192 приняли участие в лотерее. Возраст — от 10 до 69 лет. Примерно 21% — студенты, 10,7% — безработные, 39% — работающие. Треть опрошенных оказались заядлыми геймерами, проводившими более полутора часов в день за игрой, 20% — «обычными».
В эксперименте был применен алгоритм машинного обучения, используемый для выявления причинно-следственных связей в результатах опросов. Итак, была обнаружена положительная корреляция с негативными эффектами от видеоигр на здоровье, однако эффект был настолько мал, что им, по мнению авторов, и вовсе можно пренебречь.
А вот положительное влияние оказалось существенным. Владение консолью и ее использование улучшало психику. Этот вывод подтвердили и результаты дополнительных исследований и моделирование различными методами. Модель консоли значения не имела — эффект был одинаковым.
Становясь обладателем гаджета, пользователь, естественно, начинал проводить больше времени за игрой. Он показывал большую удовлетворенность жизнью и низкий показатель психологического стресса. Важно отметить, что игра более трех часов снижала положительный эффект.
Говоря о японском исследовании, стоит отметить, что все же в Японии игровая индустрия занимает значительное место в культуре и экономике. По состоянию на 2023 год около 58% населения вовлечены в игры. Это делает ее одной из стран с самым высоким уровнем проникновения видеоигр в мире.
Наиболее популярными являются мобильные игры, на которые приходится 41% всех игроков. Однако, помимо мобильных устройств, игровые консоли и ПК также широко используются. На конец 2021 года в Японии насчитывалось примерно 16 млн пользователей ПК для игр, что составляет около 30% от всех игроков в стране. Количество ПК-геймеров продолжает расти, увеличившись на 45% с 2015 года.
На минувший год в РФ насчитывается около 78 млн активных геймеров. Это значительное количество составляет примерно 54% от общего населения страны. Большая часть этих игроков предпочитает мобильные игры, однако консольные и ПК-игры также имеют широкую популярность.
Индустрия видеоигр в России продолжает расти, особенно благодаря увеличению числа пользователей мобильных устройств и доступности игр на различных платформах. В пятерку самых популярных в стране видеоигр входят:
Dota 2 — многопользовательская онлайн-игра в жанре MOBA от Valve. Она удерживает лидерство среди российских геймеров благодаря глубокой стратегической составляющей и крупным турнирам.
Counter-Strike: Global Offensive — еще одна игра от Valve, которая пользуется огромной популярностью в РФ, особенно среди тех, кто предпочитает соревновательные шутеры.
World of Tanks — онлайн-игра от белорусской компании Wargaming, которая стала особенно популярной в России. Это аркадный симулятор танковых сражений.
League of Legends — еще одна MOBA-игра, созданная Riot Games, которая занимает значительное место на российском игровом рынке.
Minecraft — песочница от Mojang Studios, которая привлекает игроков всех возрастов, позволяя строить и исследовать виртуальные миры.