Марин, живший в III веке, был римским воином и принадлежал к знатному, богатому роду. Он был назначен центурионом (сотником), но один из язычников заявил, что христианин не имеет права занимать эту должность, поскольку не приносит жертв идолам. Тогда Марину показали меч и Евангелие, предложив сделать выбор между службой императору и служением Богу. Воин-христианин без колебаний выбрал Священное Писание и был казнен.
Астерий (или Астирий) был знатным и влиятельным римским сенатором, любимцем императоров. Однажды он оказался свидетелем языческих жертвоприношений в Кесарии Филипповой, что у подножия горы Панейон, где берет начало река Иордан.
Здесь в жертву демону бросали в воду животное, и демон делал это животное невидимым, что все называли чудом. Астерий в молитве попросил Бога разоблачить обман. Жертва тут же всплыла на поверхность, и более ничего необычного в этом месте с тех пор не происходило.
Согласно преданиям, Астерий оказался свидетелем казни Марина. Когда мученик скончался, Астерий взвалил его тело на спину, отнес к себе, обернул дорогими одеждами и предал земле. После этого Астерия также обезглавили.
Подвижник Пимен, прозванный Многоболезненным (ХI век), родился и рос больным. Он долго упрашивал своих родителей доставить его в Киево-Печерский монастырь.
Когда же они принесли чадо в знаменитую обитель и принялись молиться о его выздоровлении, сам Пимен, понимая ценность очищающих страданий, попросил Бога о том, чтобы болезнь не уходила, а также о монашеском постриге. Тогда, согласно легенде, ангелы в облике монахов совершили над Пименом чин пострижения.
Много лет провел Пимен в тяжелой болезни, так что ухаживающие за ним уставали и часто оставляли преподобного без хлеба и воды, однако он терпел лишения с радостью. Так преподобный Пимен провел в страданиях 20 лет, но за три дня до смерти выздоровел. Жизнь и кончина Пимена Многоболезненного сопровождались чудесами — так, в день ухода преподобного в мир иной было явление трех огненных столпов.
Преподобный Пимен, известный как постник Печерский, обитал в XII столетии в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Старинное рукописное сказание сообщает, что Пимен-постник стяжал великую благодать и ел понемногу один раз в неделю, хотя постоянно занимался тяжелым трудом: молол зерно в жерновах, носил дрова, к тому же через ночь стоял на молитве.
Угождая Богу, постник Пимен прославился исцелением больных, а также предвидением будущего и того, что совершалось в отдаленных и неизвестных местах. По преданию, он и о кончине своей узнал за два года до нее.
Подходит к завершению сбор урожая малины. Последние ягоды достаются больным, чтобы ускорить их выздоровление. Если малины много, хозяйки готовят с ней постные пироги (идет Успенский пост, когда запрещено использовать яйца, сливочное масло, молоко и сметану).
Раньше часть такой выпечки было принято относить в сиротские приюты, а также в церкви, где пироги раздавали всем нуждающимся. Люди верили, что такой добрый жест привлечет в дом достаток и процветание.
Марины-Пимены известны также как Бабий день, когда женщины могут отдохнуть от работы (кроме готовки). Остальные хлопоты по дому берут на себя мужчины. Вечером женщины встречаются с подругами, пьют чай с малиновым вареньем.
Особое внимание в Маринин день уделяется наблюдению за аистами — по их поведению пытались предсказать наступление осени.
В этот день было принято провожать аистов: к Маринам-Пименам эти птицы начинают собираться в стаи и готовятся к путешествию в теплые края. Аиста на Руси почитали как символа семейного благополучия. Существовало поверье, что обидевший эту птицу может лишиться крова — дом сгорит.
По хорошо известному и в наше время поверью, аисты приносят в семьи младенцев, поэтому мужчины в Маринин день устраивают для аистов гнезда на крышах, чтобы привлечь этих птиц в следующем году. Девушки ходили в поля, чтобы увидеть аистов, если это удавалось — свадьба не за горами.
Кроме того, в Маринин день было принято собирать лекарственные травы, чтобы заготовить их на зиму.
В этот день обычаями категорически запрещено обижать аистов, даже повышать голос на них нельзя. Не стоит и указывать на аистов пальцем. Ко всем прочим птицам тоже следует относиться дружелюбно.
Кроме того, в Маринин день нельзя без особой надобности покидать дом после наступления темноты, иначе можно заболеть.
Существует также поверье, что в Маринин день нельзя менять белье в супружеской спальне: это приведет к ссорам и разладу в семье.
Важно трезво оценивать последствия своих решений и действий. Не следует принимать спонтанных решений, так как это может серьезно навредить. Кроме того, не стоит просить начальство о повышении по службе или об увеличении заработной платы — такие просьбы с высокой вероятностью будут отклонены.
Женщинам в Марины-Пимены не рекомендуется заниматься домашними делами. Нужно посвятить время себе самой и общению с близкими.
Наконец, не стоит забывать о том, что идет Успенский пост, когда нужно воздерживаться от скоромной пищи — молочных продуктов, рыбы, яиц, мяса, сдобы, алкоголя. Также не принято устраивать в дни поста шумные застолья.
С давних времен существует традиция наблюдать в этот день за аистами: если они готовятся к отлету, собираясь в стаи, осень будет холодной и ранней. Если незамужняя пара или девушка на выданье увидят 20 августа летящего аиста, это предвещает скорую свадьбу.
Есть и другие приметы: