Андрей Берец
Несмотря на то, что Казахстан никогда не присоединялся к антироссийским санкциям, зампред правительства страны стал первым официальным лицом, открыто заявившим, что республика продолжает взаимодействовать с Россией.
При этом республика проводит очень взвешенную и сбалансированную политику, чтобы не поставить под удар вторичных санкций собственные компании.
«Мы не допустим ситуацию, когда нашим собственным производителям запретят торговлю», — приводит агентство слова Жумангарина.
В публикации отмечается, что страна ограничила торговлю с РФ по некоторым видам продукции двойного назначения. В частности Казахстан перестал поставлять шарикоподшипники, которые можно использовать не только в гражданской, но и в военной промышленности.
Заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО (РАН) Станислав Притчин в разговоре с «Новыми Известиями» отметил, что, несмотря на все ограничения, Казахстан получает значительную выгоду от сотрудничества с Россией.
«Казахстан один из бенифициаров того, что в отношении РФ введены санкции. За последние годы стремительно возросло количество совместных предприятий, перевода российских производств на территорию Казахстана», — сказал аналитик.
По словам специалиста, к числу важных торговых партнеров России в регионе также относятся Узбекистан и Кыргызстан. Они также помогают обходить антироссийские санкции.
«Огромное количество компаний, представителей политических элит, бизнеса, зарабатывают на то, что в обход санкций идут потоки товаров и услуг, — добавил эксперт. — Это можно отследить на статистике торговли России с этими странами. Он растет значительно динамичнее, чем до 2022 года».
Россия мировой рекордсмен по количеству ограничительных мер, введенных в ее отношении. Однако, перефразируя знаменитую поговорку, суровость санкций компенсируется необязательностью их выполнения. Есть несколько стран, которые помогают России обходить санкционные барьеры. В первую очередь Это Турция, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, ОАЭ, Армения и Грузия.
Увеличиваются объемы экспорта из стран Запада в эти государства. Тенденция связана с тем, что страны просто служат перевалочной точкой для дальнейшего реэкспорта товаров в Россию. Так, например, по данным DW, в 2023 году экспорт из ФРГ в Армению вырос на 48%, Грузию — 132%, а в Кыргызстан и вовсе на 773%.
В июне 2023 года координатор по санкциям в Госдепартаменте США Джим О’Брайен заявил, что, по данным ведомства, Турция, Казахстан, Грузия Армения и ОАЭ помогают России реэкспортировать микрочипы, процессоры и электронику. Благодаря этому Москве удалось довести объемы импорта этой продукции до досанкционного уровня.
Однако вводя все новые пакеты антироссийских санкций США и ЕС сужают лазейки для взаимодействия третьих стран с Россией. Причем это отражается и на крупных компаниях и на обычных россиянах. В январе 2024 года турецкие банки стали массово отказываться от работы с российским коллегами. Причиной тому страх перед вторичными санкциями. В марте появились сообщения о том, что россияне не могут оплатить отели в Турции.
До этого были введены более строгие требования для получения россиянами карт турецких банков и ВНЖ. До начала 2023 года для получения турецкого вида на жительства россиянину достаточно было оформить долгосрочную аренду квартиры. С тех пор правила не изменились, однако гражданам РФ стали массово отказывать в легализующих документах.
Весной карты российской платежной системы МИР перестали работать в Армении и Кыргызстане.
Притчин отмечает, что, например, Казахстан проводит двоякую политику в отношении сотрудничества с Россией и ее гражданами. Одна из сфер, где взаимодействие почти полностью свернуто — финансовый сектор.
«По ряду направлений, в первую очередь по финансовому Казахстан максимально четко следует санкционному давлению и встраивается в западную политику. На территории страны почти не осталось российского присутствия в банковской сфере. Российским банкам пришлось либо продать, либо заморозить свои активы. Российским физическим лицам стало значительно сложнее открывать счета, чем раньше. Именно из-за ужесточения политики. Осложнены переводы в рублях и вообще любые трансляции, — отметил эксперт.
Он добавил, что в финансовой сфере Казахстан максимально следует санкционной политике и сам себя во многом ограничивает в возможностях торговли и наращивания сотрудничества с Россией. Западные организации и американские финансовые органы максимально мониторят механизмы и каналы обхода санкций. И стараются эти каналы пресекать.
При этом российско-казахстанская торговля товарами развивается. Появляются также новые проекты, например газовый союз, обратил внимание специалист.
Одним из главных бенефициаров от ограничительных мер в отношении России стали страны Закавказья — Армения и Грузия. Кроме того, значительные импульс экономикам двух стран придали российские релоканты. В 2022-м их ВВП выросли на 13,1% и 10,3% соответственно.
«Через Армению очень сильно идут товары из Турции и Китая. Но время от времени везде появляются сложности. То есть разрабатывается какая-то схема обхода ограничительных мер. Она вычленяется, идентифицируется американскими властями. Выносятся предупреждения или показательно вводятся вторичные санкции против каких-то компаний. И всем участникам торговли приходится искать новые каналы, выстраивать новые цепочки, связи», — резюмировал Притчин.