Мария Соколова
Китайские автомобили захватили российский авторынок. В топ-10 самых популярных автомобильных брендов в РФ входят 9 машин родом из КНР. В этом списке выделяется только занимающая первое место Lada. На 7-ю строчку в июле 2024 года ворвались белорусские автомобили Belgee, но это всего лишь собранные в Беларуси Geely Coolray и Geely Atlas Pro, снятые в Китае с производства.
Эти 9 самых популярных китайских марок за 7 месяцев 2024 года продали в России 431 751 автомобиль — более 50% от всего авторынка, на котором присутствуют Lada и несметное множество менее популярных китайских марок, завезенных как официальным путем, так и через каналы параллельного импорта.
Поэтому плохие новости о ценах на китайские машины затронут подавляющее большинство автолюбителей.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин предупреждает, что машины в скором времени подорожают на 10% из-за проблем с проведением платежей.
— С июня 2024 года деньги идут месяц и более, из-за чего платежи «зависают» между двух стран. Мы работали с четырьмя крупными китайскими банками и одним российским. Везде тормозятся платежи. Иногда деньги «висят» месяц-полтора и возвращаются. Другие застревают на два месяца. Автодилеры не могут оплатить заказы на автомобили и поставки запчастей.
Алексей Подщеколдин добавляет, что из-за повышения ключевой ставки по кредитам они выросли до 26–30% годовых. А без них не обойтись — деньги-то подвисли в Китае. Ситуация такая же, как и с продуктами: ЦБ борется с инфляцией, но своими действиями лишь разгоняет ее.
В среднем новый автомобиль сейчас стоит 3,57 млн рублей, и эти 10% могут легко накинуть сверху порядка 350 тыс. рублей. Страшно и больно, но это только начало.
Автоэксперт Дмитрий Попов прогнозирует рост цен на импортные автомобили на 25% из-за повышения утильсбора.
Напомним, что Минпромторг выступил с инициативой поднять коэффициенты по утильсбору уже с 1 октября 2024 года. Эта мера коснется юридических лиц и физлиц, которые ввозят машины с целью перепродажи в течение года после растаможки.
Ранее «НИ» посчитали, что надбавка в самой популярной категории автомобилей с двигателями объемом от 1 до 2 л уже в 2024 году составит 255,6 тыс. рублей, а к 2030-му она вырастет до 871,8 тыс. рублей.
Утильсбор повышают ради развития промышленности в России — эта мера должна стимулировать иностранных производителей организовывать производство в РФ. Но сейчас необходимое для возврата утильсбора количество баллов локализации имеют только АвтоВАЗ и УАЗ. Все китайские компании, включая Haval, который единственный имеет в РФ производство полного цикла, не дотягивают по этому показателю и вынуждены платить утильсбор в полном объеме.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что эта мера не подтолкнет китайцев к переносу производства в Россию.
— Китайцам нужно загружать заводы на родине, а минимальную локализацию они используют, чтобы обойти запреты и выйти на премиальные рынки.
Это логично. Тем более что рынок в РФ очень маленький. 1 млн новых автомобилей в год по мировым меркам — сущая мелочь. В одном только Китае за прошлый год было продано более 30 млн автомобилей. Поэтому подорожают почти все машины.
Самая популярная иномарка в России Haval Jolion в средней комплектации Elite стоит 2,2 млн рублей. С новым утильсбором цены могут вырасти до 2,45 млн рублей — подорожание на 11,6%.
Идущий следом по популярности Chery Tiggo 7 Pro Max в средней комплектации Prestige обойдется в 2,55 млн рублей. Утильсбор повысит цену до 2,8 млн рублей. Подорожание на 10%.
Замыкающий тройку самых популярных иномарок Chery Tiggo 4 Pro в комплектации Style со скидками за кредит и Trade-in можно взять за 2,06 млн рублей. С новым утилем цена перевалит за 2,3 млн рублей. Подорожание на 12,4%.
Можно помечтать о том, что отечественная Lada сохранит свою цену, но толку от этого мало. Недавно АвтоВАЗ повысил цены в России, но снизил в Беларуси. Да что там Беларусь, даже в Египте Lada Granta стоит почти в 2 раза дешевле, чем в РФ. Все для родных людей. И повышение цен у конкурентов даст главе АвтоВАЗа Максиму Соколову прекрасный шанс и благовидный предлог повысить цены на Lada.
Если рост цен из-за издержек на импорт обходными путями неизбежен, то повышение утильсбора еще под вопросом. Законопроект до 20 августа находится на стадии публичных обсуждений. И вокруг него развернулись нешуточные баталии.
Международная ассоциация дилеров (МАД), объединяющая продавцов Lada, выступила с поддержкой проекта о повышении утильсбора. По их мнению, с новым утилем на рынке не останется дилеров-однодневок, которые завозят машины без гарантийной поддержки и необходимого уровня сервиса. Аргумент довольно необычный, ведь параллельными путями обычно везут дорогие машины с ценником от 3-4 млн рублей, которые никак не конкурируют с «Ладой». А в «Вестнике КАМАЗа» пишут, что новая мера должна защитить людей от «импортной техники ненадлежащего качества», как будто российская сборка — самая качественная в мире.
А вот в РОАД отмечают, что с новым утильсбором к концу десятилетия в РФ смогут позволить себе новую машину лишь 5-7% населения. То есть автомобили подорожают и станут просто недоступной роскошью. Этот аргумент куда более осязаемый, чем качество сборки.
Так что битва продолжается, и исход пока не ясен. Точно понятно одно: дешеветь машины точно не будут. Однако, если острой необходимости в покупке нет, а средства предполагается брать в кредит, то есть смысл подождать следующего года. Тогда вслед за ключевой ставкой должны снизиться ставки по займам. Сейчас кредиты экстремально дорогие.