Posted 16 августа, 10:36
Published 16 августа, 10:36
Modified 16 августа, 10:38
Updated 16 августа, 10:38
Анна Скудаева
В СМИ и соцсетях появились обращения от родных и близких 18-летних юношей, которые только закончили школу и попали в армию по призыву.
Матери срочников разместили тревожные обращения, связанные с исчезновением их детей из воинских частей.
Некоторые молодые солдаты, находившиеся в составе воинских частей на территории Курской области, перестали выходить на связь с близкими с 6 августа.
Достоверных сведений об их местонахождении у родителей нет.
Вместе с тем в соцсетях начали появляться сообщения о том, что после прорыва ВСУ на территорию Курской области молодые солдаты срочной службы могли попасть в плен.
Как отмечают авторы тематического телеграм-канала «Мобилизация», посвященного проблемам срочной службы в российской армии, в Сети появились тревожные видеозаписи.
На них пленные утверждают, что они российские солдаты срочной службы. Также называются полк и в/ч.
Родители пропавших без вести срочников написали в соцсетях, что потеряли связь со своими детьми в первые три дня наступления — с 5 по 8 августа.
Среди пропавших в Курской области журналисты назвали имя жителя города Шарьи Костромской области Владислава Аппеля. В последний раз юноша выходил на связь с матерью 6 августа. Обеспокоенная долгим отсутствием вестей о сыне мать начала писать обращения с просьбами помочь ей найти ребенка.
«Ищу сына. Аппель Владислав Васильевич. 488-й мотострелковый полк. Срочник», — говорится в письменном обращении матери.
По данным СМИ, речь может идти о пропаже срочников, призванных из Костромской, Тюменской, Кемеровской, Брянской и других областей.
Официальных разъяснений Минобороны о местонахождении срочников, переставших выходить на связь с родными, пока нет. Это усиливает панику родителей и близких. Многие не знают, куда идти со своей бедой и что делать.
«Дорогие мамы! У нас сейчас отнимают самое дорогое — у нас отнимают детей», — рассказала в видеообращении к семьям срочников мать одного из солдат Ольга Цуканова.
Она поведала, как именно ей удалось отстоять единственного сына, которого хотели отправить в зону СВО. Ольга Цуканова посоветовала родителям бороться за жизни своих детей, чтобы не допустить нарушения прав срочников и сохранить их жизни.
Накануне начала весеннего призыва в Минобороны успокаивали родителей срочников и заверяли, что военнослужащие, попавшие на срочную службу по призыву в ходе весенней кампании, не будут привлекаться к участию в спецоперации.
«Граждане, призванные на службу, к участию в специальной военной операции привлекаться не будут», — официально сообщил в интервью газете Минобороны «Красная звезда» начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Евгений Бурдинский.
Он уточнил, что срок службы остался неизменным и составит один год.
При этом замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Владимир Цимлянскй обещал, что в Донецкую и Луганскую народные республики, в Херсонскую и Запорожскую области призывников также отправлять не будут: ни на службу, ни для непосредственного участия в специальной военной операции.
При этом Цимлянский допускал, что в приграничные российские регионы, такие как Белгородская, Курская или Воронежская области, срочники попасть все же могут.
«Срочники будут выполнять вспомогательные задачи: охранять маршруты, ремонтировать технику и вооружение, обеспечивать связь и так далее. То есть то, что в том числе необходимо для обеспечения деятельности и выполнения задач группировки прикрытия государственной границы», — уточнял в беседах с журналистами «Парламентской газеты» глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
Он также опровергал сведения о том, что срочников якобы заставляют заключать контракты с Минобороны, позволяющие отправлять их в зону СВО. Такие сообщения, появившиеся в соцсетях и СМИ, парламентарий назвал «ерундой».
Напомним, что 1 января 2024 года вступили в силу изменения в системе призыва в армию. Как ранее сообщали «НИ», максимальный возраст для призыва на срочную военную службу был увеличен с 27 до 30 лет.
Одновременно план призыва вырос за полгода со 130 до 150 тысяч человек. В ходе весеннего призыва на улицах Москвы начались облавы. На этом фоне в СМИ и комитеты солдатских матерей начали поступать жалобы граждан на участившиеся отказы в праве пройти альтернативную гражданскую службу вместо срочной по призыву.
Как рассказала «НИ» председатель Комитета солдатских матерей (КСМ) Костромской области Нина Бабкина, в последнее время в общественную организацию поступает много обращений от семей военнослужащих.
«В основном жалобы связаны с состоянием здоровья ребят, с оказанием медицинской помощи, проведением освидетельствования и возвращением домой тех, чье состояние здоровья ухудшилось», — сообщила она.
По словам общественницы, письменных обращений по поводу исчезновения солдат-срочников, призванных из Шарьи, относительно которых появились публикации в соцсетях и СМИ, в КСМ пока не поступало.
«Но недавно нам позвонила мама солдата-срочника из Буя, который до принятия присяги находился в Смоленске, а после был переброшен в Белгород. Она сообщила, что ее сын и около 30 его сослуживцев-срочников постоянно находятся под обстрелами, фактически они в зоне боевых действий, хотя обещали, что срочников туда посылать не будут», — рассказала Нина Бабкина.
По ее словам, в общественной организации маму военнослужащего проконсультировали, как нужно поступать, если военнослужащий перестал выходить на связь или если его права нарушаются. Она добавила, что сейчас КСМ находится на связи с мамой срочника. У нее есть возможность общаться с сыном. Вместе с тем до настоящего времени призывник находится под Белгородом.
Если родители солдата-срочника столкнулись с тем, что не могут дозвониться ребенку, проходящему службу по призыву, в КСМ сообщили алгоритм, как следует поступать в таких случаях.
«Первое, что необходимо сделать родителям, — это позвонить в воинскую часть и связаться с командиром. Если он не отвечает, следует обратиться в военкомат, но не по месту призыва, а по месту нахождения воинской части. Если же и там не помогли, нужно обращаться в военную прокуратуру в том регионе, где служит сын, а также в Минобороны», — сообщила Нина Бабкина.