Posted 15 августа, 07:56

Published 15 августа, 07:56

Modified 15 августа, 07:59

Updated 15 августа, 07:59

Пока Россия производит впечатление отлично автомобилизированной страны

К чему ведет очередное подорожание автомобилей: главный удар по уровню жизни

15 августа 2024, 07:56
Фото: 1MI
Пока Россия производит впечатление отлично автомобилизированной страны
Сюжет
Цены
АвтоВАЗ вновь поднял цены на автомобили Lada, на этот раз прибавка составила от 20 до 45 тысяч рублей. Скоро последует новое подорожание. Доступность автомобилей в России снижается до советского уровня.

Иван Зубов

14 августа крупнейший отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ вновь поднял цены на автомобили Lada Granta и Niva.

Цены выросли на 20-45 тысяч рублей, и это не предел

Седан, лифтбэк и универсал Granta стали дороже на 20 тысяч рублей, а седан и лифтбек в спортивных версиях — на 25 тысяч рублей.

Трехдверная Niva Legend во всех комплектациях, кроме базовой, стала дороже на 31 тысячк рублей, как и Niva Bronto. Niva Travel в пяти комплектациях — на 45 тысяч рублей.

Это уже четвертое подорожание моделей Lada с начала 2024 года. Предыдущие были в мае, июне и июле. В одном из дилерских центров заявили, что 1 сентября ожидается очередное повышение цен.

Как недавно отмечали «Новые Известия», самими продаваемыми в России по-прежнему являются автомобили АвтоВАЗа, а точнее Lada Vesta, но все остальные места в топ-10 занимают китайские марки. По итогам первого полугодия 2024 года более 60% из проданных в стране 719 тысяч новых легковых автомобилей пришлись на китайские бренды. Популярнейший в РФ всего три года назад корейский бренд KIA занял только 14-е место после китайских, продав всего 8,3 тысячи автомобилей.

Иностранные бренды тоже постоянно дорожают, и не только по вине резкого сокращения импорта и падения курса рубля. Ранее эксперты ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) сделали прогноз, по которому к 2030 году за счет поэтапного повышения утильсбора стоимость новых автомобилей вырастет вдвое!

Грядет деавтомобилизация всей страны

Россиянам остается идти по кубинскому пути и покупать подержанные автомобили. По данным агентства «Автостат», самой популярной легковой машиной с пробегом в стране по-прежнему является давно морально и технически устаревший седан Lada 2107.

Подержанных «семерок» в первом полугодии было куплено 62,7 тысячи! Следом идет другая модель Lada — хетчбэк 2114 («Самара-2») — 59,1 тысячи. На третьем месте корейские Kia Rio (55,8 тысячи) и Hyundai Solaris (54,3 тысячи). Топ-5 замыкает любимый американский бренд российской сборки Ford Focus, с 51,1 тысячи проданных автомобилей.

Состояние отечественного автопарка будет только ухудшаться по мере его старения. Китайские автомобили этот процесс не остановят, их качество по сравнению с западными, японскими или корейскими марками оставляет желать лучшего. К тому же подорожание автомобилей и запчастей к ним ведет к еще одной проблеме: эксперты выяснили, что больше половины российских автовладельцев (54%) пренебрегают ежегодным профилактическим обслуживанием своих машин, обращаясь в сервис лишь в случае их поломки. Попросту говоря, ездить по отечественным дорогам становится все опаснее.

Если прогноз «Российских автодилеров» сбудется, то позволить купить себе новый автомобиль в новом десятилетии смогут только 5-7% россиян, причем копить на него придется всю жизнь, сообщает Autonews.

Всего за десять с небольшим лет доступность автомобилей в РФ снизилась в 4-5 раз, отмечает известный российский социолог Серей Белановский:

«Это главный удар по уровню жизни россиян. Но почему-то это плохо осознается», — уверен он.

По его данным, еще в начале 2010-х автомобиль в стране мог купить каждый третий. При новом повышении утильсбора доступность снизится еще больше, и тогда ситуация будет полностью напоминать советскую:

«Помню, при СССР были брачные объявления: ищу мужчину с машиной для поездок на дачу. Не знаю, много ли находилось желающих, но это признак страшного дефицита автомобилей, показатель чрезвычайно низкого для мало-мальски развитой страны уровня автомобилизации».

Только в 2000-е годы этот дефицит наконец был преодолен, автомобиль стал массовым. Белановский считает, что это было колоссальным, но недостаточно оцененным достижением. Сейчас же, по его мнению, началась деавтомобилизация. Пока что благодаря накопленному автопарку она малозаметна. Но парк стареет, а у новых, китайских в основном машин срок службы ниже, чем у западных. Получается в точности как на Кубе, где до сих пор служат советские авто 1950-х годов:

«Им по 60-70 лет! Уникальная ситуация. Думаю, что это экзотика, вряд ли их много. В моей семье 10-летний „Пежо“. Пока ходит, но страшно. В Москве без авто можно жить, но в Подмосковье уже нельзя. На данный момент это главный удар по уровню жизни».