Posted 14 августа, 02:59
Published 14 августа, 02:59
Modified 14 августа, 05:13
Updated 14 августа, 05:13
Юлия Литвиненко
Российские производители водки получили предупреждение о повышении цен на спирт с 1 сентября почти на 9%. По данным РБК, соответствующую информацию разослал «Росспиртпром».
Так, с начала осени продукция вырастет в цене с нынешних 780 руб. за 1 дал ректификованного спирта (1 декалитр [дал] равен 10 литрам) до 850 руб.
В письме «Росспиртпрома» сказано, что на такую меру пришлось пойти, в частности, из-за повышения стоимости заемного капитала, вызванного изменением ключевой ставки Банка России (в конце июля ЦБ впервые в этом году повысил ключевую ставку на два п. п. — до 18% годовых), а также из-за «значительного» роста себестоимости спирта из-за подорожания основного сырья, товаров и услуг, «необходимых для обеспечения деятельности».
По данным источников издания, «Росспиртпром» повышает цены на спирт уже в третий раз начиная с июня этого года.
До июня 2024 года цена на 1 дал составляла 680 руб.
Получается, что с июня по сентябрь этого года спирт подорожает на 25%.
Между тем, по словам президента компании Ladoga Вениамина Грабара, стоимость спирта увеличат и некоторые другие заводы-производители.
«Конечно, мы не рады повышению — нам придется поднять отпускные цены на продукцию, и это само собой отразится на потребителе. Но эта ситуация носит коммерческий характер, и повлиять на нее мы не можем», — пояснил собеседник издания.
Такая ситуация имеет признаки, которые, как правило, характеризуют ценовой сговор:
На это же обращает внимание и директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, если другие производители повышают цены вместе с «Росспиртпромом», то альтернативных вариантов у алкогольных компаний попросту нет.
По мнению Дробиза, повышение стоимости спирта на доступности водки для граждан критично не скажется.
Согласно статистике ЦИФРРА, в среднем российский мужчина в неделю выпивает одну бутылку водки сегмента МРЦ — минимальной розничной цены (она составляет 299 руб. за бутылку 0,5 л). Таким образом, его месячные расходы из-за подорожания конечного продукта вырастут примерно на 20 ₽, отмечает эксперт, добавляя, что, скорее всего, потребители «смогут это пережить».
Напомним, что с 1 июля в России увеличились минимальные цены на крепкий алкоголь. Так, цена бутылки водки объемом 0,5 л выросла с 281 до 299 руб.
Как отмечают в ЦИФРРА, «даже в условиях активного роста производства и продаж коньяка и бренди, виски и джина, мужских ликероводочных изделий наша водка не теряет своих потребителей».
По оценке экспертов, розничные продажи водки в магазинах в январе — июне 2024 года (в сравнении с тем же периодом 2023-го) чуть подросли — плюс 1%, а по сравнению с 2021 годом — на 7,8%.
Доля объема водки в рознице в объеме крепкой продукции составляет 64%.
Что касается производства водки, то по итогам периода январь — июль 2024 года показатели выросли на 4,55% (по сравнению с первыми семью месяцами 2023-го).
По данным опроса ФОМ, проведенного в марте 2024 года, водка оказалась самым любимым алкогольным напитком россиян. 18% респондентов также ответили, что из всех алкогольных напитков чаще всего пьют водку. 16% отдали предпочтение пиву, 11% — столовому вину.
В другом, более позднем, августовском исследовании социологи ФОМ поинтересовались у граждан, как они относятся к повышению цен на водку.
Полученные данные они сравнили с данными за июнь 2024 года (напомним, что спирт, а следовательно, и алкогольная продукция, дорожали в июне и августе). Оказалось, что за два месяца число россиян, одобряющих повышение цен, увеличилось с 30% до 32%.
Противников стало меньше: 44% в июне и 31% в августе.
Из тех, кто одобряет повышение цен, большая часть аргументировала это тем, что «алкоголь станет менее доступным и люди будут меньше пить».
Противники же удорожания водки, напротив, считают, что «это бессмысленно, люди все равно будут употреблять алкоголь». Более того, они перейдут на самогон и суррогаты, что приведет к росту числа алкогольных отравлений.
При этом подавляющее большинство россиян (около 70%) уверено, что повышение цен на водку не способно снизить уровень пьянства в РФ.