Россиянам давно пора понять, что депрессия — это такое же заболевание, как ангина или воспаление легких

Впали в депрессию: психиатры объяснили россиянам, что с ними происходит

13 августа, 12:03
Россияне, страдающие депрессивными расстройствами, все чаще обращаются к специалистам для их лечения, но многие по-прежнему считают это заболевание «несерьезным». Ученые все еще не могут выяснить, каков механизм возникновения депрессии.

Иван Зубов

Россияне все чаще принимают антидепрессанты, в среднем спрос на эти препараты вырос на 13%, пишет РБК, ссылаясь на результаты исследования сервиса «Контр.Маркет». Эксперты изучили данные из девяти крупных городов и регионов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской и Тюменской областей, а также Краснодарского и Пермского краев.

В общей сложности в этих регионах во втором полугодии прошлого года было продано 226,9 тыс. упаковок антидепрессантов, а в первом полугодии текущего — 257,2 тыс.

Водкой лечится меньшинство

Россияне все чаще страдают от депрессивного расстройства
1MI

Лидером ожидаемо оказалась столица: спрос на антидепрессанты за первую половину 2024 года по сравнению со второй половиной 2023-го в Москве увеличился сразу на 18%. В Санкт-Петербурге рост оказался чуть меньше — 17%, в Свердловской области — 14%.

Эта тенденция наблюдается не первый год. В 2022-м траты россиян на антидепрессанты выросли сразу на 70%! В 2023-м рост продолжился, хотя и значительно медленнее.

Ранее аналитики НИУ ВШЭ выяснили, что к антидепрессантам при сильных стрессах прибегает почти половина граждан и только пятая часть предпочитает в таких случаях алкоголь. Сетевой аналитик Анатолий Несмиян, комментируя эти цифры, пишет:

«Антидепрессанты — это для рафинированных москвичей. Простой глубинный народ налегает на водку. Но в целом процесс употребления имеет одни и те же корни — пятый год жесточайшего психологического насилия. Тут кору дуба начнешь есть и ново-пасситом ведрами закидываться».

К психиатрам и психологам при сильном стрессе за помощью обращаются всего 18,5% респондентов, а при умеренном — чуть больше 14%. Более трети признаются, что пытаются избегать стресса, не читая новостей, которые могут стать его источником.

К сожалению, среди граждан страны по-прежнему популярно мнение о том, что от депрессии можно избавиться, не прибегая к медикаментам. Нужно просто заняться физическими упражнениями, изменить рацион питания, больше гулять, слушать хорошую музыку и так далее…

Депрессию не только можно, ее нужно лечить

Увы, вопреки распространенному мнению, физические упражнения не способны избавить от депрессивного состояния
1MI

Это ошибочная позиция. Известный российский психиатр Юрий Сиволап говорит по этому поводу:

«Подобное отношение к антидепрессантам, которые, надо сказать, успешно применяются не только при депрессии, — такое же обыденное явление, как дождь в Петербурге, Копенгагене или Манчестере».

По его мнению, в основе этого отношения к антидепрессантам лежат две основные ошибки. Во-первых, такие люди уверены, что все, что находится в сфере нашей психики, поддается нашему волевому контролю. На это суждение профессор Сиволап отвечает:

«Нет. Если это приобрело характер расстройства, соответствующего формализованным медицинским критериям, не поддается. В той же мере, в какой волевому контролю не поддается уровень холестерина в крови».

Во-вторых, считается, что антидепрессанты опасны.

«Нет. Современные антидепрессанты не более опасны, чем любые другие современные лекарственные средства. Худшее, что можно ожидать от антидепрессанта, — это то, что он может не помочь».

Действительно, препарат может и не помочь, поясняет профессор, но ровно так же, как могут не помочь сердечно-сосудистые или противозачаточные препараты. Как и любые лекарства, антидепрессанты не хуже, но, увы, и не лучше остальных. И только.

В своем недавнем интервью «Коммерсанту» Сивполап пояснил, что, помимо «гормона радости» серотонина (в реальности это вещество — не гормон, а нейротрасмиттер, оно обеспечивает связь между нервными клетками — нейронами), важную роль при депрессии играет нехватка и двух других нейротрасмиттеров — дофамина и норадреналина. Разные антидепрессанты воздействуют на три этих нейротрансмиттера.

Сиволап попытался объяснить, как именно возникает депрессивное расстройство. В человеческом мозге находятся примерно 10 млрд нейронов и 1 трлн синапсов (межклеточное пространство), которые их соединяют. Синапсы снабжены двумя мембранами. Через одну в них входит везикула (пузырек, содержащий молекулы серотонина). Там он лопается, и серотонин плывет ко второй мембране, ко второму нейрону.

При депрессии или тревожном расстройстве «не в меру усердный транспортный белок (transporter) захватывает серотонин и начинает тащить его назад». Серотонин не попадает в соседнюю нервную клетку или попадает слишком медленно, и у человека возникают нарушение сна, тревога или депрессия.

Антидепрессанты призваны мешать обратному захвату серотонина и помочь ему достичь своей цели, восстанавливая естественный биологический процесс. В них нет ничего демонического.

«Привычка „всю жизнь сидеть на лекарствах“ (разумеется, назначенных компетентными специалистами) и позволяет обитателям благополучных кварталов мегаполисов с отравленной атмосферой умирать лет в 95, в отличие от жителей стран с чистейшим воздухом, где нет никакой химии, в том числе лекарственной, которые (жители) зачастую завершают свой земной путь лет в 48», — еще раз пытается убедить скептиков профессор Юрий Сиволап.

Кишечник всему голова

Ученые утверждают, что депрессия — это очень сложный многофакторный феномен, который может развиваться вследствие различных причин под воздействием равно и внешних, и внутренних факторов.

Зависит она и от состояния нашего желудка. Эксперты не исключают, что вскоре психиатры будут направлять своих пациентов с признаками депрессии сдавать анализ на кишечную микрофлору и лишь затем назначать лечение. Возможна даже пересадка микрофлоры от недепрессивных доноров.

Недавно в ведущем научном издании мира Nature вышел материал, который подтверждает связь между депрессией и составом кишечного микробиома. Оказалось, что в кишечнике пациентов, страдающих симптомами депрессивного расстройства, чаще оказывается меньше или больше бактерий определенных групп. То есть те или иные бактерии или провоцируют депрессию у своих хозяев, или повышают ее вероятность.

Ранее ученые уже пересаживали лабораторным крысам бактерии от людей, страдающих депрессией: расстройство развивалось и у животных!

Нам может казаться, что все так мрачно кругом из-за плохих новостей, а на самом деле неправильно работает наш организм
1MI

С высокой долей вероятности, это означает, что раньше ученые недооценивали огромную роль кишечных бактерий. Выясняется, что они способны влиять на самые разные процессы в нашем организме: от набора или снижения веса до депрессии, синтезируя метаболически активные вещества, в том числе и 90% серотонина и других веществ, сбои в работе которых влияют на развитие депрессии. Теперь ученым предстоит установить, каким образом эти вещества попадают из желудка в мозг.

Российский микробиолог и научный журналист Ирина Якутенко поясняет, что в этой теме пока намного больше непонятного, чем изученного. Судя по всему, кишечные бактерии влияют на риск развития депрессии как один из факторов. Теперь предстоит выяснить: почему у некоторых людей один их состав, у других другой, в какой мере это зависит от диеты, а в какой — от генетических особенностей человека.

«Забавно, что мы пытаемся лечить депрессию, разговаривая с пациентом (таблетками тоже пытаемся, но, увы, грустная правда в том, что абсолютное большинство антидепрессантов малоэффективны, точнее, у кого-то эффективны, у кого-то нет, и предсказать, какой будет результат у конкретного пациента, невозможно. Впрочем, с психотерапией тоже успех, мягко говоря, не гарантирован), а причина может заключаться в том, что у него неудачный состав микробов, а они, знаете, не слишком разговорчивые».