Анна Скудаева
Пользователи соцсетей с начала августа жалуются на проблемы с покупкой железнодорожных билетов при возвращении с юга.
«Из Адлера в Москву выбраться — большая проблема: ни в купе, ни в плацкарт на конец августа билетов вообще нет», — жалуются пассажиры.
«Вот уже несколько дней „дежурим“ в поисках билетов домой — нормальных предложений нет. Цены словно взбесились. Скажите, ну кто сможет себе позволить купить билет на поезд за 86 тысяч рублей?» — недоумевают отпускники.
Удивившись названным цифрам, журналисты «НИ» решили проверить цены и доступность билетов для путешественников, возвращающихся домой с южных курортов.
На последние дни августа, когда большинство семей с детьми школьного возраста спешат в родные города, чтобы успеть подготовиться к учебному году, железнодорожных билетов на сайтах транспортных компаний действительно практически не осталось.
Так, несмотря на обилие поездов, на 30 августа билеты в направлении Адлер — Москва уже сегодня отсутствуют. При выборе нужной даты путешественники видят, что плацкарт теоретически можно было бы купить по цене от 3241 рубля, купе — от 3600 рублей, но всюду горит табличка «мест нет».
В предложениях обнаружился лишь один плацкартный билет на поезд 084Э по цене 6840 рублей. Ни купе по 8500 за место, ни СВ по 25-33 тысячи не осталось. Если человек путешествует не один, а с семьей, то шанса воспользоваться предложением у него вовсе нет.
Единственным доступным для брони вариантом на нужную дату при проверке «НИ» оказался раздельный билет из Адлера по удивительной цене — 86 920 рублей за поездку на двух поездах с пересадкой в Ростове-на-Дону.
При этом первые 12 часов пути пассажирам предлагалось ехать на верхнем месте в плацкарте за 2084 рубля, а оставшиеся до Москвы 16 часов — в фирменном поезде ФПК 019С «Премиум» (бывший «Тихий Дон») за 84 836 рублей.
Как следует из описания услуги, на самом деле стоимость одного билета класса люкс для пассажира составляет не 84 836, а от 42 418 рублей.
Однако условия продаж таковы, что приобрести за такие деньги отдельный билет нельзя, продается только все купе целиком. Оплачивать в любом случае придется оба места.
Взамен перевозчик обещает окружить путешественника особым комфортом — предоставить апартаменты с индивидуальным кондиционером, пледом и набором свежих газет.
«Питание 2 раза за поездку. В купе есть душ, биотуалет, пресса, набор путешественника (влажные салфетки, расческа и т. п.). В вагоне разрешено бесплатно провозить мелких домашних животных. Крупных собак провозить запрещено», — говорится в описании.
На момент изучения сайта на дату 30 августа в наличии имелось 12 таких мест в двух вагонах класса люкс.
В отличие от дефицитных купе и плацкарта, на приобретение таких дорогих билетов большого количества претендентов не нашлось.
По данным Росстата, по итогам мая текущего года средняя начисленная зарплата в стране составила 86 384 рубля.
Очевидно, что отдать свой 30-дневный доход и даже больше за 16 часов пути в вагоне люкс сможет далеко не каждый. В результате возникшего дефицита и создавшегося ценового дисбаланса многие люди оказались заблокированы в курортных городах черноморского побережья.
Цены на единственно доступные билеты с юга по 80-90 тысяч рублей настолько возмутили россиян, что они стали массово обращаться с жалобами в СМИ и даже в транспортную прокуратуру.
После этого надзорное ведомство начало проверку. А перевозчики поспешили заверить, что человеческий фактор и чья-то жажда наживы тут якобы ни при чем.
«Варианты при запросе подбираются автоматически из того, что вообще имеется в продаже. А пассажир может самостоятельно выбрать из всего набора вариантов», — пояснили в Федеральной пассажирской компании.
Проблема с железнодорожными билетами на российские курорты существовала всегда, но в последние два года она особенно обострилась из-за закрытия южных аэропортов.
Из-за нехватки мест туристы начали пересаживаться на рейсовые автобусы, дорога от Москвы на которых не в самых комфортных условиях занимает 20–25 часов.
Накануне отпускного сезона компания «РЖД» официально сообщала, что этим летом добавит к 53 постоянным парам поездов на юг России 82 сезонных, что позволит выполнить 30 тысяч рейсов дополнительно и перевезти на отдых более 11 млн пассажиров.
«Новые поезда планируют отправить на курорты Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод. По задумке перевозчика, это позволит пассажирам легче добраться в Сочи, Анапу, Новороссийск и Кисловодск», — обещали в РЖД.
Перевозчик планировал нарастить к концу мая подвижной состав на этом направлении до 12 тысяч вагонов, а к августовскому пику сезона — до 14,8 тысячи.
Однако спрос уже в середине сезона существенно превзошел ожидания. Как уточнили в пресс-службе РЖД, с мая по сентябрь ФПК запустила в продажу порядка 14,4 миллиона мест, что на 344 тысячи больше, чем в 2023 году (+2,4%).
«Только в сообщении с Анапой количество мест составляет 3,3 миллиона, это на 147 тысяч превышает прошлогодний уровень. В курортный сезон пассажирам предложено 17 миллионов билетов в сообщении с черноморским побережьем», — рассказали в компании.
Перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» с мая по сентябрь предложил еще 2,6 миллиона мест (+3%).
Однако и этого пассажирам не хватило.
Дефицит билетов перевозчики объясняют резким всплеском пассажиропотока на юг страны.
«Спрос на южное направление беспрецедентно высокий. С мая по июль текущего года ФПК уже перевезла более 6,3 миллиона пассажиров (+3,9% к 2023 г.), ГСЭ — 1,7 миллиона (+15%)», — заявили в РЖД.
При этом показатели перевозок текущего месяца оказались также существенно выше прошлогодних.
«За первую неделю августа поездами ФПК в сообщении с югом России перевезено более 600 тысяч пассажиров (+0,3% к 2023 г.), ГСЭ — 159 тысяч пассажиров (+5%)», — подсчитали в РЖД.
Вместо запланированных 30 тысяч рейсов в сообщении с курортами юга России РЖД назначило увеличенное число поездов с максимально возможным количеством вагонов — 164 пары (включая поезда ГСЭ). Планируется, что за летний сезон они сделают более 36 тысяч рейсов.
Несмотря на все принимаемые меры, ажиотажный спрос на железнодорожные билеты с юга и на юг сохраняется. При этом возмущение пассажиров об оставленных им «доступных» билетах по 80-90 тысяч рублей продолжает нарастать.
Люди недоумевают, почему в разгар ажиотажа нельзя пустить дополнительные поезда и прицепные вагоны, чтобы граждане могли спокойно вернуться домой и не разориться.
Некоторые предполагают, что часть пассажирских поездов в последние дни перекинули на Курск после обострения ситуации в приграничье. И это отчасти подтверждается сообщениями РЖД.
«Учитывая высокий спрос, рекомендуем планировать свои поездки заранее, покупать билеты в момент открытия продажи на дату отправления поезда», — посоветовали в РЖД.
«А что делать тем, кто уже на юге? Почему мы из своего кармана должны оплачивать аппетиты монополистов и покупать билеты уже не вдвое-втрое, а в 20 раз дороже обычного?» — возмущаются заблокированные в Анапе и Адлере граждане.
Если прямых билетов не осталось, в РЖД пассажирам рекомендуют искать не только прямые пути, но и поездки с пересадками, в том числе внутри поезда.
Такой сервис, как ранее писали «НИ», заработал в конце прошлого месяца, и за первую же неделю путешественники с его помощью оформили около 300 билетов. Бегать по вагонам с чемоданом не очень удобно. Но когда билетов нет — выбирать не приходится.
«Формирование составных маршрутов происходит автоматически из всех доступных в системе вариантов. Пассажир может самостоятельно выбрать наиболее предпочтительные для себя опции, ориентируясь на стоимость и условия проезда», — отметили в пресс-службе РЖД.
«НИ» собрали советы представителей транспортных компаний и бывалых путешественников.