Андрей Берец
Первым о достижении договоренностей сообщил помощник президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков. Он мотивировал решение нежеланием усложнять переговорный процесс. Однако оговорился, что к вопросу можно будет вернуться в будущем.
При этом Амирбеков отметил, что по второму принципиальному вопросу — изменению Конституции Армении с целью убрать из нее упоминания Карабаха — Баку на компромиссы идти не намерен.
Затем о подвижках в переговорах заявила пресс-секретарь армянского МИД Ани Бадалян, отметив, что разблокирование транспортных коммуникаций соответствует интересам Армении и ее видению экономического развития региона.
Осведомленный источник «Новых Известий» в Ереване при этом предостерегает от излишнего оптимизма в отношении переговорных перспектив. По его словам, пока это лишь политические заявления.
Однако сама по себе переговорная риторика сторон уже значима.
«Новые Известия» запросили комментарии посольств двух стран относительно хода переговоров.
Специалист по странам постсоветского пространства, заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО (РАН) Станислав Притчин в разговоре с «Новыми Известиями» объяснил, что азербайджанская сторона согласилась смягчить свои требования, поскольку хочет как можно скорее заключить мирное соглашение.
«Задача подписания мирного договора приоритетная, и если Баку пошел на такой компромисс, то, вероятно, хочет подписать с Ереваном мирный договор до Конференции ООН по климату, которая пройдет в Азербайджане в ноябре. Или на самой конференции, — сказал Притчин. — Вероятно, вопрос времени повлиял на то, что Азербайджан согласился не включать этот пункт как первостепенный».
Специалист отметил, что сейчас в Азербайджане высокая плотность политических событий. 1 сентября в республике пройдут парламентские выборы, а в середине ноября состоится Конференция ООН по климату. С этим, возможно, и связано желание Баку как можно скорее решить один из давних вопросов — заключить мирный договор с Арменией.
Кроме того, он считает, что, даже если вопрос Зангезурского коридора не будет включен в проект договора, он все равно останется в повестке двусторонних переговоров. Но к нему можно будет вернуться позже.
«Ситуация может заключаться в том, что Баку решил поэтапно подходить к переговорному процессу. У Азербайджана слабой стороной переговорной позиции была такая довольно сильная максимализация запросов с самого начала: мы победили в войне, и мы можем выставлять требования, — считает эксперт. — В конечном итоге такой подход не позволил достигать каких-то целей в рамках переговоров. Приходилось принимать односторонние шаги. Видимо, на нынешнем этапе есть договоренность с армянской стороной о поэтапном решении вопросов».
Еще одним важным аспектом переговоров остается вопрос проведения границы между странами. В начале мая стороны объявили о завершении делимитации и демаркации границы в Тавушской области. Азербайджану были переданы четыре расположенных в приграничье села, которые изначально были заселены азербайджанцами. В советское время, до первой карабахской войны, они входили в состав Азербайджанской ССР. Глава армянского кабмина Никол Пашинян предупредил сограждан, что, если бы это решение не было принято, могла бы начаться новая фаза вооруженного противостояния.
Однако такое объяснение не убедило армянские оппозиционные силы. В Ереване начались многотысячные протесты против пересмотра границы. Главным требованием стала отставка правительства Пашиняна.
Нынешний шаг навстречу со стороны Азербайджана, вероятно, связан с этим эпизодом. Ереван пошел на компромисс в вопросе границы, теперь настала очередь Баку. Кроме того, не исключено, что азербайджанские власти специально уменьшили давление на армянское руководство, чтобы отчасти снизить градус недовольства в армянском обществе. С нынешним руководством Армении у Азербайджана уже получается выстраивать диалог. Если бы протесты привели к смене власти в Ереване, новое правительство могло бы занять более бескомпромиссную позицию.
Баку продолжает настаивать на изменении армянской Конституции. В Основном законе Армении содержится отсылка к Декларации независимости 1990 года, по которой Нагорный Карабах входит в состав страны.
«Пока этот пункт существует, мирное соглашение невозможно. И я хочу, чтобы все меня поняли правильно. Это не попытка нашего вмешательства. Но с этим пунктом в их Конституции это невозможно, потому что Конституция выше любого другого документа, включая международный договор», — заявил в июле президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В остальном, по словам азербайджанского лидера, мирный договор согласован на 80-90%.
«Азербайджанская сторона добивается, чтобы не произошла ситуация, когда придет следующее поколение политиков и скажет: а у нас положения о Карабахе записаны в Конституции, — отметил Притчин. — Баку хочет этого избежать и стремится, чтобы в период правления Пашиняна закончилась история каких-либо территориальных претензий к Азербайджану».
Причем еще в январе Пашинян подчеркивал, что с учетом изменений в стране и мире республике требуется новая Конституция. Тот же тезис он повторил 5 июля, как раз по случаю Дня Конституции страны. Однако заместитель премьера, министр экономики Армении Геворг Папоян подчеркнул, что если Основной закон страны и будет изменен, то по желанию граждан, а не из-за требований Азербайджана.
О Зангезурском коридоре активно заговорили после второй карабахской войны 2020 года. В том конфликте Азербайджан одержал верх и сумел отвоевать территории, прилегающие к Сюникской области Армении. Именно через этот регион и предполагалось пустить трассу, которая связала бы основную азербайджанскую территорию с эксклавом Нахичеванью, а через него — с союзницей Турцией. Ее политики и назвали Зангезурским коридором.
При этом Баку настаивал на том, что у коридора будет экстерриториальный статус, исключающий таможенные пошлины и пограничные проверки.
В трехстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении по итогам конфликта 2020 года содержалось положение о том, что все транспортные коммуникации в регионе должны быть разблокированы. Кроме того, Ереван обязался обеспечить безопасность сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью.
Алиев даже угрожал прорубить коридор силой, если Армения не согласится на его создание. На территории Азербайджана началось строительство транспортной инфраструктуры для реализации проекта.
В октябре 2023 года Баку договорился с Тегераном проложить коридор в Нахичевань через иранскую территорию. Началось возведение автомобильного моста и пограничного пункта. На этом фоне Зангезурский коридор несколько утратил былую актуальность, что отмечали и в азербайджанском руководстве.