Posted 11 августа, 09:32
Published 11 августа, 09:32
Modified 11 августа, 09:34
Updated 11 августа, 09:34
Олег Суворов
У бизнеса есть решение — отечественное, «импортозамещенное», недорогое. Но готовы ли федеральные чиновники поддержать российского производителя?
Рефрижераторные контейнеры необходимы как для перевозки рыбной продукции по стране, так и для отправки таких товаров на экспорт. Они применяются и для хранения в период пиковых загрузок портов. На Дальнем Востоке, например, в рыбном макрорегионе, они просто необходимы, ведь как иначе доставлять лосося, икру, крабов в другие российские субъекты?
Развитие производства рефконтейнеров — это дело перспективы в РФ. Сегодня, в условиях санкций, особенно важно иметь собственные разработки и возможность строительства контейнеров внутри страны. Генеральный директор компании «Термокон» Олег Воронов в беседе с «Новыми Известиями» рассказал о проблемах отрасли, а также о том, кому Минпромторг не готов помогать в разработках национального масштаба.
Бить тревогу по поводу дефицита рефконтейнеров на железной дороге в России начали еще в 2015-м.
«Проводились достаточно часто совещания в Минпромторге, Минтрансе. Многие компании приходили и говорили: мы разработаем эти контейнеры, если вы дадите нам денег. Я уже был в процессе разработки собственного рефконтейнера и предлагал сотрудничать, работать над ним вместе.
Много раз выступал на различных совещаниях, информировал о ситуации в отрасли, о проблемах перевозок на железной дороге. Много звучало об этом, но денег никто не давал вплоть до 2022 года. Тогда первый транш был „Уралвагонзаводу“, порядка 280 млн рублей», — вспоминает Олег Воронов.
Крупнейшее российское предприятие танкового машиностроения, занимающееся также разработкой и изготовлением различных типов грузовых вагонов, смогло начать разработку благодаря средствам государства. Однако средние компании по-прежнему оставались без финансовой поддержки, отмечает эксперт.
Разработка строилась на основе иностранных рефрижераторных установок. Испытания были пройдены, получен также сертификат Морского регистра судоходства (РМРС), отмечает Олег Воронов, однако «что-то пошло не так».
«При опытных перевозках контейнер развалился. Объясняю почему. Я задавал вопрос в Морском регистре: что вы делаете? Вы даете сертификацию без гарантии контроля. Вопросы к лабораторным испытаниям, поскольку лаборатория, которая их проводила, принадлежит самому „Уралвагонзаводу“…
Причем эта лаборатория единственная. Она осталась еще со времен СССР. На сегодняшний день в России нет лаборатории по испытанию и по сертификации кузовов железнодорожных контейнеров. Есть небольшая лаборатория у Минтранса в Орехово-Зуево, но она не подходит для Морского регистра».
Но как же тогда испытывать отечественные разработки? Олег Воронов иронизирует: «Как Бог на душу положит…»
«Вот, например, у нас этот процесс занял уже несколько месяцев. Да, мы успешно завершили динамические испытания, теплотехнические… Но это крайне медленно».
Китай буквально завоевал рынок контейнеростроения. Еще в 1950-х США продали КНР технологию производства утеплителя высокого давления. Теперь они производят, как отметил Олег Воронов, чуть ли не по 300 единиц в день. В Китае делают десятки контейнеров различной модификации. И делают быстро. Потому что и испытания, и все согласования их производители проходят и получают в считаные дни.
«Любые, даже незначительные изменения в разработке я должен подтверждать новыми лабораторными испытаниями. Там, где у китайских производителей уходит два дня, в России тратится по семь месяцев. О какой конкуренции можно говорить? Это серьезная проблема», — отмечает Воронов.
Но и Китай, очевидно, не избежал проблем, а потому и «повадился» в РФ. И российские власти способствуют этому. Убирают пошлины… Все бы хорошо, да только отечественного производителя тоже неплохо бы поддержать.
«Недавно Минпромторг попросил меня продать два контейнера для нужд СВО. Это странно. Они дают деньги другим на разработку, но мой контейнер нужен им больше. А еще дело в том, что наши высшие чиновники совсем не технари. Надо понимать, что ты делаешь. Казалось бы, контейнер — ну что такого? Сварить железный ящик. Но это целая технология…»
Да еще и СВО внесла коррективы, оказала непосредственное влияние на промышленную отрасль, констатирует Олег Воронов. И влияние это далеко не в лучшую сторону. В первую очередь речь идет об острой нехватке кадров.
«Работники начали уходить на заводы ВПК, где предлагают настолько высокие зарплаты, с которыми гражданская промышленность конкурировать не может. Даже сварщиков, слесарей набрать — огромная проблема. Через год после начала СВО я почувствовал это — они как будто испарились!»
Чтобы получить поддержку Минпромторга, отметил Воронов, предприятию нужно уже иметь 500 млн рублей оборота. И это еще не все.
«Все разработки, все детали и идеи придется отдать ведомству. То есть, по сути, это больше не ваша разработка, а Минпромторга. А если вы что-то решите поменять, придется консультироваться, согласовывать. Представьте, сколько времени уйдет на все эти прошения. Это выглядит как хождение с протянутой рукой. Едва ли тут можно говорить о том, что эта бюрократия — какая-то действенная поддержка российского производителя. Кабальная схема взаимоотношений», — добавил эксперт.
Он отметил, что сегодня в России 11 тысяч рефконтейнеров. Кстати, контроллеры китайского производства, которые установленные на контейнеры, можно отключать дистанционно — это способна делать компания-производитель. И тут речь идет о продовольственной безопасности регионов. Но это уже другая история…