Мария Соколова
Как утверждает Генштаб России, продвижение ВСУ вглубь Курской области остановлено, но в приграничной зоне ситуация, как отмечают военкоры, очень напряженная — идут бои. Также мэр города Курчатова, где расположена Курская АЭС, Игорь Корпунков сегодня написал, что «в нескольких десятках километров от границ нашего города идут боевые действия».
На этом фоне 7 августа в Курской области был установлен режим ЧС регионального характера, а сегодня, 9 августа, МЧС приняло решение установить режим ЧС федерального характера. Разбираемся, что это значит и стоит ли жителям других регионов готовиться к ограничениям.
Установление режима ЧС — это во многом бюрократическая процедура, которая позволяет обеспечить защиту граждан. В России нельзя просто так взять и начать эвакуацию с каких-то территорий, выделять деньги на помощь пострадавшим, вводить какие-то ограничения, например на передвижение. Для всего этого требуется документальное обоснование. И принятие режима ЧС как раз является таковым.
При вводе режима ЧС федерального характера можно подумать, что ограничения на передвижение будут касаться всех жителей России, а не только пострадавшего региона, как в случае с ЧС регионального характера. Но это не так.
Режим чрезвычайной ситуации федерального характера также может распространяться только на один-единственный регион или даже муниципальное образование. Если в Курской области, например, помимо закрытия железнодорожных станций (на данный момент других ограничений там не введено), запретят въезд в приграничные зоны, это не значит, что всем остальным жителям России придется сидеть по домам.
В первую очередь ЧС федерального масштаба от ЧС регионального масштаба отличается размером нанесенного ущерба.
Зона региональной ЧС должна находиться строго внутри одного субъекта РФ, ущерб условиям жизнедеятельности должен быть нанесен от 51 до 500 человек, а материальный ущерб лежит в пределах от 12 млн до 1,2 млрд рублей. Если какой-то из этих параметров превышается, значит, пора вводить режим ЧС федерального масштаба.
В пресс-службе правительства РФ пояснили, что изменение статуса позволит проводить финансирование на ликвидацию последствий из федерального бюджета.
Чрезвычайная ситуация в Курской области однозначно характеризуется как федеральная: по данным Минздрава, ранены 66 человек, только в первые сутки атаки зону обстрелов, по информации врио губернатора Алексея Смирнова, покинули несколько тысяч человек, Минфин должен направить на оплату переселения пострадавших 1,8 млрд рублей, а на выплату материальной помощи жителям Курской области выделили 220 млн рублей. Вот только каждый обратившийся может рассчитывать пока на получение 10 тыс. рублей на текущие расходы.
Минцифры, в свою очередь, сообщает, что в восьми районах Курской области до отмены режима ЧС мобильная связь будет бесплатной, включая звонки, СМС и доступ в Интернет. Пользоваться телефоном можно будет даже при отрицательном балансе.
Режим ЧС федерального характера в тех или иных регионах вводят каждый год. Но в 2024-м эта процедура стала уже, к сожалению, привычным делом. Поводов для этого было предостаточно.
7 апреля 2024 года правительственная комиссия во главе с руководителем МЧС РФ Александром Куренковым ввела режим ЧС федерального характера в Оренбургской области из-за весеннего паводка.
17 мая 2024 года правительственная комиссия аналогично ввела режим ЧС федерального характера в Омской области из-за паводка. К тому времени с затопленных территорий пришлось эвакуировать более 2 тыс. человек.
7 июня 2024 года в МЧС приняли решение ввести ЧС федерального характера сразу в 10 регионах страны, включая многострадальную Курскую область, из-за майских заморозков. По оценке Минсельхоза, из-за аномальных заморозков погибли посевы более чем на 1 млн га, пострадали посевы на площади в 700 тыс. га. Это ведет к снижению урожая зерновых на 10-30%.
1 июля 2024 года правкомиссия во главе с замминистра Виктором Яцуценко ввела федеральный режим в Якутии, где лесные пожары к тому времени охватили 331 тыс. га, а к их ликвидации пришлось привлечь более 1500 человек.
Ввод режима ЧС федерального характера — это необходимость. Иначе помощи не будет, вот такие у нас законы. Но термин «федерального характера» не должен вводить в заблуждение. У режима ЧС есть очерченная зона действия, за которую он не выходит.
Это не военное и не чрезвычайное положение, не режим контртеррористической операции (КТО), а значит, никаких дополнительных полномочий силовики при объявлении ЧС не получают. Зато в период действия режима ЧС люди, проживающие на территории региона, где он введен, могут обращаться в банки за получением кредитных каникул.