Posted 7 августа, 10:17
Published 7 августа, 10:17
Modified 7 августа, 10:19
Updated 7 августа, 10:19
Азат Ислаев — победитель конкурса «Лидеры России», назначенный на руководящую должность в региональном правительстве в марте 2022 года, когда вся страна вступила в непростой для российской экономики период.
— Азат Файзулхакович, в правительстве Югры вы курируете в том числе строительный комплекс. Регион является лидером в России в области реализации соответствующих федеральных программ и проектов. В каких конкретно показателях это выразилось?
— Начнем с того, что Югра — опорный регион. Мы входим в десятку субъектов, где сегодня наблюдается высокий уровень рождаемости. Поэтому Ханты-Мансийский автономный округ особенно нуждается в строительстве новых объектов образования — школ, детсадов, современного жилья. А с учетом того что округ богат природными ресурсами, главными из которых являются нефть и газ, здесь есть перспектива развития производственного сектора, а это означает новые рабочие места.
По итогам прошлого года во всех 16 федеральных проектах автономный округ попал в «зеленую зону». К примеру, план переселения людей из непригодного жилья Югра существенно перевыполняет. Наш регион — на первом месте среди всех субъектов РФ по количеству расселенного ветхого и аварийного жилья. За период с 2019 года в новые квартиры в Югре переехали более 54 тысяч жителей, а аварийное жилье за этот же период было ликвидировано на площади 856 тысяч квадратных метров. В этом году мы адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым до 2017 года, заканчиваем и начинаем новую, по негодному жилью, внесенному в реестр до 1 января 2022 года.
Достроена и получила разрешение на ввод в эксплуатацию новая окружная клиническая больница в Нижневартовске. Строительство велось с задержками и остановками на протяжении почти 15 лет. Наша команда, приступив к работе в правительстве Югры два года назад, взяла этот вопрос на особый контроль — мы ругались, договаривались, фактически «держали за руку» подрядчиков, частично пришлось корректировать проектную документацию в связи с ее устареванием, а также после введения международных санкций. Потребовалось заменить на отечественные аналоги часть материалов, иностранного оборудования и программного обеспечения. По итогу проект стал большим медицинским хабом с самым современным оборудованием в России. Сейчас идет процесс лицензирования и переезда коллектива из старого здания.
Нового жилья за прошлый год в Югре построили почти миллион квадратных метров. При этом более 6,2 тысячи жилых помещений люди приобрели с помощью государственных субсидий. Мы предоставляем субсидии по договорам социального найма участникам СВО, поддерживая их семьи. Из аварийного жилья семьи участников СВО переселяют во внеочередном порядке. Помимо этого, компенсируем часть процентной ставки по ипотеке.
К слову, с началом СВО мы приступили к реализации специального инфраструктурного проекта в ДНР. Занимаемся восстановлением подшефного города Макеевки. Мы подключились к этой работе одними из первых, взяв на себя обязательства о развитии подшефной территории до 2030 года. Нашими усилиями там восстановлено почти две сотни многоквартирных жилых домов, полтора десятка детсадов и столько же школ, здание клинической больницы. В этом году мы ведем в Макеевке восстановительные работы на десятках объектов образования, здравоохранения, ЖКХ, дорожной инфраструктуры. Начали проектирование современного физкультурно-оздоровительного комплекса.
— И все это одновременно с реализацией комплексной программы строительства в Югре?
— Да, и обращаю ваше внимание, что комплексная программа строительства Югры — одна из первых в стране. Она объединила в себе сразу несколько госпрограмм. Все функции, которые ранее выполняли разные ведомства, перешли одному — департаменту строительства. Теперь вопросы, связанные с финансированием объектов, решаются быстрее. Проще осуществлять и контроль. А главное — каждый занят теперь своим делом: строительное ведомство строит, врачебное организует медицинскую помощь, спортивное развивает спорт и так далее.
По этой программе в прошлом году в Югре ввели в эксплуатацию более четырех десятков социальных объектов, из которых большая часть — объекты здравоохранения и коммунальной инфраструктуры. Всего в программе на 2024–2026 годы больше 90 объектов капстроительства. Из них 86 мы уже начали строить и более 50 планируем сдать в этом году. Так, в планах — строительство в Сургуте сразу нескольких школ, трех спорткомплексов с ледовыми аренами, станции переливания крови, станции скорой помощи и бюро судебно-медицинской экспертизы. В Нягани будет построен акушерский корпус с женской консультацией и театр юного зрителя, в Когалыме введут в эксплуатацию новую школу и студенческое общежитие, а в Нефтеюганске появятся школа-интернат и многофункциональный спорткомплекс.
Ход строительства всех значимых объектов находится на контроле врио губернатора Югры Руслана Николаевича Кухарука, который до его назначения на эту должность работал на посту мэра города Тюмени — одного из крупнейших российских городов. Он отлично разбирается в вопросах развития инфраструктуры. Цель — изменить облик городов и сел региона так, чтобы людям было в них комфортно жить, работать и создавать семьи.
— Как известно, одна из самых проблемных сфер для всей России — коммунальная инфраструктура. Насколько остро эта проблема стоит для Югры?
— За отопительный период 2023–2024 годов в Югре аварий на объектах ЖКХ не зафиксировано. Но, конечно, перед нами, как и перед всей страной, стоит одна задача — переломить тенденцию, когда износ инфраструктуры ЖКХ идет быстрее, чем ее обновление.
В прошлом году мы ввели в эксплуатацию 13 новых объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры. В стадии строительства — 19, в 2024 году введем 17 объектов. Финансирование осуществляется на средства госпрограммы строительства, инфраструктурного бюджетного кредита, специального казначейского кредита и фонда развития территорий. Это будут объекты ЖКХ в городах Сургуте, Нефтеюганске, Нефтеюганском районе, Нягани, Сургутском районе, Березово, Кондинском, Белоярском.
При строительстве новых объектов ЖКХ используем умные технологии в системах водоснабжения, водоотведения и водоочистки. В Нягани, к примеру, есть планы реконструировать канализационно-насосную станцию, которая станет, по сути, первой цифровой коммунальной системой. Обновление базы ЖКХ позволит нам, в частности, снизить затраты на коммунальные услуги и создать благоприятные условия для привлечения новых инвестиций.
Совершенно новую инфраструктуру мы строим в Сургуте по поручению президента России Владимира Владимировича Путина. Инфраструктура предназначена для будущего научно-технологического центра «Юнити-Парк», задача которого — развитие новых технологий в нефтегазодобывающей отрасли. Только на объекты инфраструктуры ИНТЦ «Юнити-Парк» будет израсходовано почти 6 млрд рублей. Этот масштабный проект с его новыми стандартами застройки изменит облик Сургута.
— Учитывая расположение Югры в Западной Сибири, где много рек и озер, важным элементом является речной транспорт. Удается удерживать его на плаву и в переносном, и в прямом смысле?
— Перевозка пассажиров водным транспортом на территории автономного округа осуществляется только в навигационный период, с мая по октябрь. В часть межнавигационного периода — с ноября по декабрь — пассажиров возят также суда на воздушной подушке. Перевозка грузов и пассажиров водным транспортом дешевле, но у нее сезонный характер. При этом железнодорожным и автомобильным транспортом перевозки идут круглогодично. В зимний период мы строим почти 2,5 тысячи километров автомобильных «зимников» и открываем более полусотни ледовых переправ через реки.
Но развитие речного транспорта в Югре мы активно поддерживаем, предоставляя субсидии, чтобы шли инвестиции в инфраструктуру. Наш «Северречфлот», 96% всех перевозок которого социально значимые, признан лучшей судоходной компанией страны среди ему подобных с таким же профилем деятельности. Компанию отметило Федеральное агентство морского и речного транспорта по итогам конкурса «Лидер отрасли» за 2019, 2021, 2023 годы. Парк предприятия — 41 единица флота, которая курсирует по десяткам маршрутам Югры и Ямала. Ежегодно этими судами выполняются тысячи рейсов. За последние пять лет «Северречфлот» получил два теплохода «Валдай-45Р» и два «Метеора 120Р». В планах на следующий год — спуск на воду двух новейших «Метеоров 2020».
— И все-таки разветвленная автодорожная сеть тоже важна Югре для успешного развития. В прошлом году регион направил на эти цели более 35 млрд рублей. Все ли потратили?
— Да, мы исполнили 100% финансирования, в том числе выделенного Югре в 2023 году в рамках реализации федеральных проектов. В этом году также идем без отставания от графика и по содержанию автодорог регионального и местного значения, и по их строительству, реконструкции и ремонту. На реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» направим 17,8 млрд рублей. Развитию дорожной инфраструктуры мы уделяем особое внимание, учитывая, в частности, интенсивное движение большегрузного транспорта через территорию нашего региона. Как результат, Югра занимает одно из первых мест в России по качеству дорожного покрытия.
Важнейший дорожный проект — строительство второго моста через Объ в районе Сургута. Это проект, который улучшит связность дорожной сети России, сократит время перевозок и затраты на них. Новый мост возьмет на себя основную нагрузку двух федеральных транспортных коридоров: от Тюмени до Салехарда через Тобольск, Сургут и Новый Уренгой и от Перми до Томска через Ивдель, Ханты-Мансийск, Сургут и Нижневартовск. Эти транспортные коридоры входят в состав логистического направления Арктика — Азия и Северного широтного хода. Мы введем его в эксплуатацию в 2025 году, на год раньше срока.
Это сложнейшее инженерное сооружение общей протяженностью около 45 км и второе в стране по масштабу как строительных работ, так и финансирования после трассы М-12. Всего будет построено восемь искусственных сооружений: сам мост через Обь длиной 1,7 километра, три путепровода и четыре малых моста через реки Сухой Аган, Казенная и Полой. Подрядчик — компания «Мостострой-11» с югорской пропиской.
— Недавно в Ханты-Мансийске при поддержке российского МИД, Минцифры и других федеральных ведомств состоялся IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС. Какие на площадке форума заключили договоренности по проектам в сфере цифровой трансформации в Югре?
— Югру выбрали площадкой для проведения этого форума, поскольку наш регион — один из лидеров цифровой трансформации в России. Будучи открытыми к сотрудничеству, мы перенимаем передовой опыт, в том числе зарубежный. Договоренности, которые мы достигли на IT-форуме с участием стран БРИКС и ШОС, окажут влияние на ход модернизации коммунальных систем, цифровизации ЖКК, транспорта и других отраслей стройкомплекса Югры.
Так, мы договорились об автоматизации объектов коммунального хозяйства с «Ростелекомом». Подписали соглашение в части реализации национальной стратегии развития ИИ с компанией «Вымпел-Коммуникации», планируя внедрить технологии искусственного интеллекта, в том числе в процессе организации вывоза мусора.
От Югры на площадке IT-форума был представлен проект строительства цифрового двойника Ханты-Мансийска. Для российских регионов это будет пилотный проект — виртуальная модель городской инфраструктуры, которая поможет выработать оптимальные решения для развития муниципалитета с помощью ИИ. На сегодняшний день такой опыт есть только у Москвы. Следуя примеру российской столицы, Ханты-Мансийск использует цифрового двойника в градостроительстве, к примеру, для прогнозирования энергопотребления новых объектов, координации работы муниципальных служб, определения лучших локаций под размещение объектов образования, здравоохранения, остановок общественного транспорта. Это и удобство, и эффективность, и снижение затрат на содержание городской инфраструктуры. Ставим задачу завершить работу над этим проектом к 2027 году.
— Во многих странах мира, и Россия не исключение, строительная отрасль сталкивается сегодня с вызовами, которые обусловлены системными проблемами. В Китае по этой причине рост ВВП замедлился до минимума за последние 30 лет. А каково состояние дел в Югре? Что необходимо предпринять, чтобы не допустить ситуации, как в Китае?
— Дело в том, что в Ханты-Мансийском автономном округе из-за сложных климатических условий и удаленности некоторых районов от крупных городов стоимость строительства выше, чем в среднем по России. На конечной цене сказывается увеличение затрат на доставку материалов и оборудования, необходимость использования в строительстве спецтехнологий, способных выдерживать низкие температуры и сильные ветры. Другая серьезная проблема, которая сегодня характерна для всей страны, — это недостаток квалифицированной рабочей силы. А ведь строительство в Югре требует не просто хороших рабочих, а специалистов, знакомых с особенностями работы в условиях Севера. У нас своя специфика.
Что мы можем сделать? Начать внедрять инновационные технологии и материалы, позволяющие снижать затраты на строительство. Например, использовать легкие стальные тонкостенные конструкции, позволяющие быстро возводить здания и снижающие нагрузку на фундамент. Для привлечения инвестиций в строительство мы работаем над снижением бюрократических барьеров, предоставляем льготы и субсидии, развиваем инфраструктуру для поддержки строительных проектов. Улучшая транспортную доступность и логистику в Югре, мы сокращаем затраты на доставку материалов и оборудования. Для решения кадрового вопроса создаем специальные программы обучения для студентов, чтобы планово готовить специалистов для работы в условиях Севера. И, конечно, необходимо продолжать идти по пути цифровизации стройотрасли, что позволит повысить эффективность всех процессов — снизить затраты и сократить сроки при сохранении качества.
Скоро мы будем отмечать День строителя. В этом году он придется на 11 августа. Все, что мы строим в России, в ее больших и малых городах, в селах, за чертой населенных пунктов, мы строим для себя, для своих детей, внуков. Я желаю всем причастным к этому созидательному процессу дальнейшего развития и процветания, новых проектов, разработок и надежных партнеров. Стройкомплекс правительства Югры — точно такой партнер.