Posted 2 августа, 13:24
Published 2 августа, 13:24
Modified 2 августа, 13:29
Updated 2 августа, 13:29
Андрей Берец
Спецслужбы США считают, что в ближайшие три дня Иран совместно с союзниками нанесет массированный удар по Израилю. Атака должна стать местью за убийство израильтянами главы политофисса ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране. Каким будет иранский ответ, разберемся вместе с советником директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимиром Фитиным.
«Очевидно, что, после того как Израилем было нанесено Ирану унижение в глазах всего исламского мира, естественно, иранское руководство не может оставить это без ответа. И ответ последует. А вот каким он будет — другой вопрос. Скорее всего, на развязывание крупномасштабной войны Иран не пойдет, поскольку никто этого не хочет и к этому не готов, — сказал Фитин. — Но ответ, безусловно, будет дан».
Американский телеканал CNN, сообщивший со ссылкой на источники в американских силовых ведомствах о готовящемся ответе Ирана, подчеркивает, что удар возмездия призван не только восстановить престиж персидского государства, но и снять вопросы относительно его оборонных способностей.
Успешный израильский удар по Тегерану показал всему миру дыры в «пузыре безопасности» иранской столицы, отмечает издание.
Интенсивный обмен ракетными ударами и взаимные атаки дронами проходят между Израилем и враждебными соседями по региону уже давно. Один из раундов противостояния состоялся в середине весны. 1 апреля израильские ВВС нанесли удар по зданию иранского консульства в Дамаске. Погибли генералы элитного иранского подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад Реза Зехеди и Хади Хаджи Рахими, а также пятеро их помощников.
«Мы помним, как в апреле Иран ответил на удар Израиля по Дамаску. Это были запуски ракет, которые пытались остановить с помощью США и американских союзников. Использовалась и ПВО самого Израиля, и даже некоторых арабских стран, прежде всего Иордании, которая тоже участвовала в блокировании над своей территорией ракет и дронов, летевших в сторону Израиля», — напомнил эксперт.
«Думаю, в этом случае будет что-то аналогичное. Может, атака будет более масштабной. Мы знаем, что американцы перебросили часть своего флота в регион и при помощи средств ПВО тоже будут участвовать в попытках отбить эту атаку», — добавил он.
При этом аналитик не исключает, что при поддержке иранских патронов шиитское военизированное движение «Хезболла» может перейти и к столкновениям с израильскими силами на земле в районе ливано-израильской границы.
«А вот что касается перерастания столкновений в полномасштабную войну, на мой взгляд в ближайшей перспективе это маловероятно», — подчеркнул эксперт.
Новый президент Ирана Масуд Пезешкиан придерживается умеренной линии и выступает за нормализацию отношений с Западом. Однако он связан по рукам как текущей международно-политической конъюнктурой, так и особенностями построения властной вертикали в Исламской Республике.
«Президент Ирана никогда не играет первую скрипку в стране. Вся политика определяется духовным лидером аятоллой Хаменеи. Поэтому президент все равно вынужден будет проводить свою политику, не выходя за те рамки, которые установит верховный лидер, — констатировал советник директора РИСИ. — А сейчас вот эти действия Израиля создают ситуацию, когда сужается его возможность для маневра. Поэтому попытаться провести более-менее политику умиротворения в отношении Запада ему будет сложнее».